Когда энтузиазм может навредить бизнесу

Три типа предпринимателей-энтузиастов
Варвара Гранкова для Ведомостей

Увлеченность и энтузиазм – неотъемлемый ресурс предпринимательства. От них зависят креативность, настойчивость в достижении целей и результаты работы компании. Но большинство только что созданных компаний – командные проекты, и согласно исследованиям качество командной работы сильно сказывается на результате. Но всегда ли энтузиазм способствует командной работе? Что произойдет, если у одного члена команды энтузиазма много, а у другого его нет совсем? А если двое основателей увлечены разными вещами?

Чтобы понять, как энтузиазм влияет на команды, мы опросили участников 107 технологических стартапов, работающих в одном акселераторе. Выяснилось, что, когда члены команды увлечены работой не одинаково или их увлекают разные задачи, это плохо сказывается на результатах компании и этот вред только усиливается на последующих стадиях развития бизнеса.

Три типа энтузиастов

Профессор Мелисса Кардон, специалист в изучении увлеченности, разделила предпринимателей на три типа.

Изобретатели. Они ищут новые возможности или создают продукты и услуги. Это классические ученые или предприниматели-творцы.

Создатели компаний. Они основывают стартапы и стремятся превратить их в большой бизнес. Их привлекает именно процесс создания компаний. В какой-то момент такие предприниматели обычно покидают проект, чтобы открыть новый бизнес.

Строители бизнеса. Они выстраивают бизнес-процессы: им нравится привлекать новых клиентов, подбирать кадры и улучшать корпоративную культуру.

Чтобы понять, что происходит с командами и компаниями, основатели которых относятся к разным типам, мы обратились в один из нидерландских акселераторов. В исследовании принял участие 251 предприниматель: 71% – мужчины, средний возраст – 34 года, средний уровень образования – магистерский, у 43% прежде уже был стартап.

Когда компания вступала в акселератор, мы предлагали всем ее сотрудникам пройти онлайн-опрос на тему энтузиазма и мотивации. Участники должны были определить, насколько они согласны с такими утверждениями, как «Мне интересно придумывать новые идеи продуктов или услуг», «Мне нравится создавать новые компании» и «Мне нравится искать подходящие кадры для моей компании». Кроме того, мы собрали контрольные переменные и опросили участников о прошлом предпринимательском опыте и о текущей компании.

По окончании 10-месячной программы акселератора сторонние венчурные инвесторы оценили качество бизнес-идеи каждого стартапа. Мы также подсчитали, сколько инвестиций они привлекли через пять лет.

Как энтузиазм влияет на команды

Мы обнаружили, что как разница в уровне энтузиазма, так и несовпадение типов интересов (изобретатели, создатели компаний или строители бизнеса) влияют на компанию негативно.

1. Команды, в которых уровень энтузиазма участников различался, хуже работают в краткосрочной перспективе: у них менее качественные бизнес-планы и проблемы с коллективной работой.

2. Команды, участников которых привлекали разные вещи (например, один любит разрабатывать продукты, а другой – взаимодействовать с сотрудниками), хуже работали в долгосрочной перспективе и привлекали меньше капитала за пять лет.

Разберем несколько примеров из нашего исследования (все имена и названия изменены). У компании Jumbool четыре основателя: Эмма и Сара относятся к бизнесу очень увлеченно, Бастиан – с умеренным энтузиазмом, а у Питера энтузиазма нет вовсе. Двое самых увлеченных членов команды начали работать и планировать дела сами, не вовлекая остальных, и производительность немедленно упала. Более заряженные члены команды – Эмма и Сара начали избегать работы и общения с Бастианом и Питером. Продуктивность совместной работы и командный настрой снизились, что и привело к ухудшению результатов. Напротив, у четверых предпринимателей из команды Catch20 уровень энтузиазма был одинаковым. Согласно опросу они реже испытывали негативные эмоции и работали быстрее и сосредоточеннее, чем команда Jumbool. Кроме того, одинаковый уровень энтузиазма позволил им принимать решения сообща, в то время как в Jumbool царила автократия.

Второй пример – компания Yollie распалась из-за того, что каждого из трех основателей интересовало что-то свое: Ян считал себя изобретателем и занимался технологиями, Роб любил создавать стартапы, а Рите нравилось отлаживать управление. Когда нужно было принять сложное решение, начинались проблемы: у каждого из участников была своя цель, поэтому они не могли договориться и сосредоточиться на одной задаче. Разделить сферы ответственности тоже было невозможно.

Обычно энтузиазм считается хорошим качеством для предпринимателя, но он может и повредить компаниям. И на более поздних этапах развития эта разница мешает все больше. Сначала компании, как правило, сосредоточены на краткосрочных целях – например, им нужно найти первого клиента и добиться известности – и различия уходят на второй план. Но чем дальше, тем более важные решения нужно принимать и тем больше времени вкладывают в проект участники – так что отсутствие общности будет мешать им все сильнее.

Об авторах: Ева де Мол – партнер нидерландского венчурного фонда CapitalT; Мелисса Кардон – профессор предпринимательства и инноваций в Университете Теннесси в Ноксвилле; Светлана Храпова – профессор корпоративного поведения в Школе бизнеса и экономики при Свободном университете Амстердама

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь