Что сейчас происходит с зарплатами в России

И как изменятся зарплаты и премии до конца 2020 года
Варвара Гранкова

Многие компании в пандемию перевели персонал на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день со снижением зарплат, отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск или объявили простой. Лаборатория «Сберданные» (проект Сбербанка), опираясь на обобщенные данные об операциях по зарплатным проектам клиентов банка, сообщила, что ФОТ предприятий в марте – мае 2020 г. сократился на 4% по сравнению с теми же месяцами 2019 г.

А что говорят сами сотрудники? Компания Online Market Intelligence (OMI) по просьбе «Ведомостей» опросила 12 069 работающих интернет-пользователей по всей России, как изменилась их зарплата в пандемию. Оказалось, что зарплата снизилась у 35,7% респондентов. И только 15,2% получили повышение заработка. «Ведомости» выясняли, кто и как сэкономил на оплате труда.

Малые и большие

По данным аналитиков лаборатории «Сберданные», на динамике зарплат сказался массовый перенос сроков выплаты жалованья из-за объявленных нерабочих дней: в апреле падение зарплат составило 6%, в мае – 7,6%. При этом зарплаты упали в отраслях, в которых работает почти 75% занятых в экономике. У 20% из них доходы упали более чем на 30%. Более всего пострадал ФОТ в гостиничном бизнесе и общепите (сокращение на 27,8%), секторе услуг (11%), сфере культуры и бизнеса (8,6%), транспортной отрасли (8,2%) и торговле (6,6%).

ФОТ пострадал сильнее всего на крупных и средних предприятиях. В мае крупнейшие предприятия сократили ФОТ на 12,2%, тогда как в малом и микробизнесе ФОТ в мае снизился на 9,2%.

Крупный и средний бизнес обычно платит сотрудникам полностью белые зарплаты, которые включают и оклады, и премии, а малые предприятия часто указывают в трудовом договоре минимальные оклады, а премии и вовсе платят в конвертах, замечает Елена Каминская, эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partners.

Сокращение ФОТа в малом бизнесе выглядит меньшим, чем в крупном бизнесе, продолжает она, потому что основные сокращения пришлись на серые премии, проценты от продаж и бонусы, которые не проходят через зарплатные проекты в банках.

В целом, говорит Каминская, компании всех размеров реже сокращали ФОТ за счет оклада, да и то в основном по дополнительным соглашениям к трудовому договору с работником в случае сокращения нагрузки или рабочих часов. Чаще происходили сокращения или невыплаты ежемесячных или квартальных премий: индивидуальные премии, например, снизились из-за того, что менеджеры по продажам не выполняли план продаж, а групповые премии не выплачивались, потому что у многих команд в удаленном формате работы ухудшилось взаимодействие и, соответственно, ухудшились результаты. Более всего пострадали сотрудники российских компаний, в которых на долю переменной части зарплаты часто приходится до 50% заработка. В международных компаниях, где доля фиксированного оклада составляет 80%, а доля переменной части – только 20%, работники оказались в лучшем положении, рассказывает эксперт.

4,8%

работавших ранее респондентов Online Market Intelligence лишились заработка из-за того, что их предприятие закрылось в пандемию

Поскольку компании в первую очередь сокращали премии, доходы сотрудников сильно упали, говорит партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Он отмечает, что 85% российских работников получают ежемесячные премии и для них основное падение дохода уже произошло, в то время как для получающих годовой бонус оно еще впереди.

Работодатели не обещают большие премии сейчас и новым работникам, которых они готовы взять в штат, делится наблюдениями Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. По его словам, сократили число премий работодатели из нефтехимической отрасли, телекоммуникационной индустрии, производства оборудования, торговли электробытовыми приборами. Иногда они обещают перенести ежегодную премию на следующий год, если у компании будут хорошие показатели выручки.

Всего, согласно исследованию лаборатории «Сберданные», зарплаты упали у половины работающих, а полная потеря дохода наблюдалась в начале пандемии у 2,5% работников.

Кризис или жадность

По данным совместного исследования OMI и «Ведомостей», в большинстве случаев работодатели снижали работникам премии (так сказало 33,2% респондентов), чуть реже и оклад, и премию (21,6%) и еще реже только оклад (19,3%).

На вопрос, почему им снизили зарплаты, респонденты давали самые разные ответы. Большинство ссылалось на пандемию, падение выручки компании-работодателя, сокращение спроса, сокращение рабочих часов. А каждый десятый (10,6%) убежден, что менеджмент просто воспользовался кризисом как предлогом, чтобы сократить расходы на зарплаты персонала. Один респондент написал, что это самоуправство руководства, которое решило меньше платить и увеличило объем работы. Другой отметил, что менеджмент воспользовался кризисом, чтобы сократить половину персонала.

20%

компаний собираются существенно изменить программы вознаграждения в среднесрочной перспективе после пандемии, показало исследование Korn Ferry Group

При этом 42,2% респондентов отметили, что ситуация на их предприятии нормальная и пандемия на нем не сказалась, 17,2% отмечали, что выручка предприятия упала, и только 2,1% сообщили, что их предприятие на грани закрытия.

Пересмотр плана

Как показал майский опрос руководителей служб персонала и финансовых менеджеров 136 компаний, проведенный Korn Ferry, треть компаний в 2020 г. скорректировали процент планового ежегодного повышения оклада, а 29% отложили ежегодное повышение оклада.

По данным Korn Ferry, 17% респондентов отложили или сократили краткосрочные премии, а от долгосрочных премий отказались (или отложили их до лучших времен) 4%. Чтобы вообще было за что премировать, половине работодателей пришлось скорректировать показатели результативности, а почти треть компаний (29%) понизили целевые показатели эффективности на 2020 г.

Большинство компаний все же смогли выплатить сотрудникам хорошие годовые бонусы и премии за 2019 г., пандемия на этих премиях не сказалась, рассказывает Нэда Сонгин, гендиректор Korn Ferry в России и СНГ. Однако очевидно, что многим компаниям, несмотря на корректировку целей, не удастся полностью выполнить все поставленные на 2020 г. задачи. Скорее всего, в конце этого года работодатели поблагодарят всех за хорошую работу, но скажут, что результатов нет, и щедрых бонусов поэтому тоже не будет. Многим придется искать более гибкие подходы к формированию вознаграждения и устанавливать новые KPI, продолжает Сонгин. По ее мнению, работодателям теперь труднее контролировать бизнес-процессы из-за удаленного режима работы сотрудников, поэтому ориентироваться им придется не на видимые процессы, а на результаты труда работников. Придется учиться доверять сотрудникам и договариваться с ними. Многие компании это уже осознали: 19% участников опроса Korn Ferry заявили, что внедрят более гибкий подход к управлению вознаграждениями.

Грядущие увольнения

По наблюдениям Каминской, уже сегодня многие работодатели задумываются об уменьшении ФОТа за счет сокращений персонала, если произойдет вторая вспышка заболеваемости. Первая волна увольнений ждет российские компании уже в сентябре-октябре, прогнозирует эксперт.

Уже сейчас многие компании отказались от лишних офисных площадей и им требуется меньше сотрудников, занимающихся обслуживанием помещений, говорит Кугел. По его словам, упал спрос и на финансистов и бухгалтеров, потому что при оптимизации численности штата потребность в них снизилась. Сейчас на рынке труда множество безработных этих специальностей, и они чаще других соглашаются на зарплату меньше, чем на прошлом месте работы.

10,1%

на столько сократились зарплатные начисления за март – май 2020 г. у 30–50% российских работников, по данным лаборатории «Сберданные» (проект Сбербанка)

Например, бухгалтеры, ранее попавшие под сокращения, соглашаются на 10%-ное снижение зарплаты, продолжает Кугел. Примечательно, говорит он, что, предлагая зарплаты ниже докоронавирусных, работодатели не обещают кандидатам повысить оклад в будущем, когда ситуация на рынке стабилизируется, и не предлагают дополнительных льгот соцпакета.

Кандидаты все чаще выбирают вакансии, где зарплата хоть и маленькая, но фиксированная, замечает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. По ее наблюдениям, соискатели все реже соблазняются обещанием каких-либо премий. Многие понимают, что ситуация на рынке не лучшая и обещанную премию, скорее всего, не получить.

Каминская предполагает, что компании не будут далее понижать оклады, чтобы совсем не лишать сотрудников мотивации, однако и прежние премии сразу не вернут, объясняет Сонгин. 50% компаний – респондентов Korn Ferry сказали, что, когда кризис закончится, они будут более дисциплинированны в управлении расходами на персонал.