Как найти общий язык с поколением Y

Руководителям придется в корне пересмотреть свое представление об управлении компанией

Поколение Y входит в силу. В России – лишь с небольшим отставанием от западного мира. «Игреки» уже возглавляют некоторые отечественные бизнесы, например Mail.ru Group (Борис Добродеев),«Эльдорадо» (Михаил Никитин). У остальных российских собственников пока есть время, чтобы принять новое поколение таким, какое оно есть, и измениться, подстроившись под новые условия. Но этого времени все меньше.

Ученые выяснили, что примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями и молодежь ведет себя по-другому, чем их родители в том же возрасте. Эта теория лишь система координат, которая позволяет взглянуть на человека через определенную призму и понять причины его поступков. Конкретный человек может отличаться от других представителей своего поколения. Но есть общие черты, которыми обладают все люди, родившиеся в ту или иную эпоху, и бизнес должен их учитывать. Как себя вести именно с поколением Y?

Правильно формулировать цели бизнеса

В современной России «игреки» – первое поколение, которое искренне желает сделать свою страну лучше, потому что их детство и юность пришлись на период между 1984 и 2004 г., когда в России было принято ругать все происходящее в государстве. В ответ у «игреков» выработалась защитная реакция: они хотят улучшить жизнь в стране.

Собственники компаний могут повысить мотивацию молодого поколения, если будут аккуратно и умело использовать этот патриотический мотиватор. Для этого нужно формулировать цель компании так, чтобы она совпадала с естественной мотивацией молодых управленцев. Например, можно сказать, что компания создает продукт – сериал, сервис, технику или что-нибудь другое, который будет представлен на мировом рынке и реально поднимет имидж России в глазах потребителей из других стран.

Быть лидером, а не руководителем

Для поколения Y иерархия в компании всего лишь условность. К идее построения карьеры они относятся хорошо, но это для них не главная ценность. Гораздо больше их заботит проблема самореализации – им с детства внушали, что они самостоятельные личности с собственным мнением, которые во всем могут достигнуть успеха.

У собственников, которые это понимают, появляется еще одна возможность сэкономить и оптимизировать штат, потому что гендиректорам поколения Y не нужны сложные системы компенсации и мотивации, грейдинги и искусственные карьерные пути (младший помощник – помощник – старший помощник и т. д.). Можно отказаться от раздутого штатного расписания компании, которое строилось для мотивации предыдущего поколения X (люди, родившиеся между 1965 и 1983 г.), гораздо больше озабоченного продвижением по карьерной лестнице.

Изменить систему мотивации

Чтобы выстроить отношения с гендиректором-«игреком», владельцам бизнеса придется обеспечить молодому начальнику ощущение свободы и самореализации. «Игреки» хотят быстрых результатов, им сложно играть вдолгую и преодолевать все трудности и неудачи. Они быстрее опускают руки и труднее мирятся с неуспехом.

В отличие от поколения Х система мотивации молодых руководителей должна строиться на краткосрочной основе: «игрекам» нужно чаще видеть оценку результатов своей работы. Долгосрочная мотивация сработает, только если она направлена на реальное получение сверхдохода. Это должны быть такие суммы денег, которые невозможно зарабатывать на ежемесячной основе. Например, одна технологическая компания полностью отказалась от годовых бонусов. Она разделила систему мотивации на ежеквартальные бонусы, привязанные только к краткосрочным целям департамента, и на долгосрочную мотивацию на 3–5 лет вперед, которую привязала к росту стоимости компании. Это позволило топ-менеджерам зарабатывать дополнительно несколько миллионов долларов.

Отказаться от жестких правил

Собственники должны понимать, что «игреки» менее привязаны к конкретному месту и легче меняют работу. Поэтому надо найти способ привязать руководителя к компании. Придется менять привычную корпоративную культуру, и если поколению Х жесткие правила и ограничения давали возможность встроиться в бизнес и вырасти в нем, то для поколения Y количество правил, наоборот, придется свести к минимуму.

Быть ментором

Владельцу компании придется общаться по поводу принятия решений с руководителем новой формации чаще, чем с руководителями старшего возраста. Поколение Х любит принимать решения самостоятельно и защищает свою позицию. У «игреков» другие ожидания: в лице собственника им нужен ментор, коуч, их руководитель должен быть вовлечен в принятие решений. Кроме того, «игреки» с трудом воспринимают критику. Они с детства привыкли к похвалам.

У «игреков» много плюсов. Молодые лучше чувствуют, какие перемены сегодня необходимы. У всех на слуху эксперименты с холакратией и бирюзовыми организациями. И именно «игреки», оканчивающие сейчас лучшие бизнес-школы и получающие там новые знания и идеи, продолжат воплощать в жизнь все эти нововведения. А их безудержная вера в технологии и инновации будет толкать их к новым экспериментам.

По мнению социологов, россияне, родившиеся с 1984 по 1988 г., сочетают в себе черты обоих поколений – и Х, и Y. В чистом виде поколением Y можно назвать тех, кто родился после 1989 г. И через 5–7 лет они начнут занимать руководящие позиции в бизнесе. Главное – понимать, что это поколение все изменит, потому что не боится перемен.

Автор – управляющий партнер Odgers Berndtson