Пять самых распространенных претензий налоговых органов к бизнесу

Схемы налоговой оптимизации, которые раньше работали, в 2018 году стали опасными

У государства нет денег. Чтобы наполнить бюджет, власти усиливают борьбу со схемами, с помощью которых предприниматели уходят от уплаты налогов. С 2018 г., после передачи ФНС функций администрирования страховых сборов, налоговики получили еще больше стимулов для выявления таких схем. Это означает, что ранее безопасные приемы оптимизации налогов могут привести к серьезным негативным последствиям для компании – не только уголовной ответственности, но и потере имущества. Больше всего претензий ФНС сейчас вызывают следующие схемы.

 Фиктивные поставки. Например, компания закупает товары и услуги у фиктивного контрагента, но на самом деле сама производит эти товары или услуги (или закупает их у третьей фирмы). Затем компания заявляет к вычету якобы выплаченный НДС, а также завышает свои расходы, чтобы заплатить налог на прибыль не в полном объеме.

Риски: с 2017 г. реальность сделки – основной критерий для налоговиков (ст. 54.1 Налогового кодекса). Если инспектора докажут, что у контрагента не было возможности исполнить сделку (нет ресурсов, сотрудников, транспорта и т. д.), в вычетах вам откажут. Важно, что отказ может последовать и в том случае, если вы, на ваш взгляд, проявили должную осмотрительность. Последствия: доначисление НДС и налога на прибыль, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК (наказание – до 6 лет лишения свободы).

Формальное дробление бизнеса. Суть в том, что собственники делят крупную компанию на несколько юридических лиц, затем переводят на единый налог на вмененный доход либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и платят меньше налогов.

Риски: даже если вы избежали явных признаков незаконного дробления (один и тот же директор у всех юрлиц, одинаковый адрес и т. д.), налоговики могут доказать ее незаконность по менее очевидным признакам: совпадающим IP-адресам, доверенностям, результатам допросов сотрудников и др. – и доначислят налоги. Более того, ФНС может также не засчитать уплаченные ранее налоги по УСН в счет погашения недоимки. В конечном счете вам придется заплатить налоги в двойном размере.

Перевод штатных сотрудников или руководителя в индивидуальные предприниматели (ИП). Работник фирмы регистрируется как ИП на УСН и выполняет ту же работу, но уже не за зарплату, а по договору оказания услуг. Он за свой счет платит 6%-ный налог с доходов и страховые взносы (27 990 руб. + 1% дохода). По трудовому договору с сотрудником вы из своего кармана платили бы страховые взносы, отчисляя 30% зарплат во внебюджетные фонды и еще 13% – как НДФЛ.

Риски: эта схема привлечет повышенное внимание, поскольку ФНС теперь администрирует и страховые взносы, с 2018 г. начнутся совместные проверки. Инспектора опросят сотрудников, проанализируют документы, переписку и докажут, что фактически работники состояли в трудовых отношениях с вашей организацией, а целью их перевода на ИП было уклонение от уплаты налогов и страховых взносов. Виновным грозит доначисление НДФЛ и страховых взносов, штрафы, а также уголовная ответственность для руководителей по ст. 199 и 199.1 УК.

Ведение бизнеса через офшоры. Многие компании используют офшорные фирмы в низконалоговых юрисдикциях для разных целей: экспорта и импорта; в качестве холдинга; для выплаты дивидендов; для владения авторскими правами, торговыми марками и получения лицензионных выплат (роялти); для выдачи кредитов и т. д.

Риски: налоговые органы активно используют правила о контролируемых иностранных компаниях, руководствуются концепциями налогового резидентства организаций и бенефициаров, а также задействуют международные инструменты обмена информацией, чтобы определить окончательного получателя необоснованной налоговой выгоды. Виновным грозит доначисление налогов, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК.

 Незаконное использование льготных режимов, предназначенных для инновационных организаций. Суть схемы в том, что компания использует налоговые льготы для инновационных организаций (например, освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских работ и т. д.). Но компания является инновационной только на бумаге и не создает никаких новых продуктов.

Риски: сейчас ФНС очень тщательно изучает соответствие компаний критериям, установленным для претендентов на льготный режим. Она проверит, занимается ли компания реальной инновационной деятельностью. Скорее всего, схема будет раскрыта, а организации доначислят НДС и налог на прибыль, а также штрафы и пени.

Итак, схемы, которые работали раньше, теперь стали весьма опасными. И если раньше налоговая служба работала довольно шаблонно, расследуя банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, то теперь она глубоко прорабатывает материалы во время налоговых проверок и находит гораздо больше уязвимых мест, чем прежде. Формальное наличие документов, подтверждающих, что вы проявили должную осмотрительность, и подготовленные показания сотрудников сейчас не гарантируют безопасности для бизнеса. Лазеек остается все меньше, и к этому бизнесу нужно привыкать.