Почему нынешнее обучение в вузах – никакое не онлайн-образование

Как вузам решить проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и студенты

Пандемия коронавируса вынудила вузы переходить на дистанционное обучение. Но происходящее сегодня можно назвать экстренной доставкой контента слушателям в условиях самоизоляции. Большинство вузов и сами преподаватели не были готовы к переходу в онлайн. Как показало исследование ВШЭ 2019 г., преподаватели вузов с ученой степенью оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями на 3,2 балла из пяти. Каждый четвертый ни разу за последние три года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях.

Но преподаватели и не обязаны владеть технологиями онлайн-обучения. Их просто к этому не готовили, хотя образование и его современные методы ‒ главная функция университетов. Попробуйте обязать хирурга выполнять свою работу из дома. Пускай он объяснит пациенту по Skype, как удалить себе аппендицит. Звучит абсурдно. Поэтому то, с какой находчивостью преподаватели перестраиваются на дистанционный формат, заслуживает похвалы. 

Иногда доходит до смешного. Коллеги из региональных вузов рассказывали, что некоторые преподаватели просят писать лекции от руки и отправлять им сканы на проверку. Сегодня люди в режиме реального времени общаются дистанционно благодаря цифровым технологиям, студенты могут «поднимать руки» с помощью одной кнопки, могут пальцем в планшете писать, как на доске, а им говорят: «Напишите, будьте добры, конспект от руки и отправьте скан». Или, например, такой случай: преподаватель физкультуры попросил студентов снять пятиминутные видеоролики, где они выполняют физические упражнения. Хотя к дистанционному обучению физкультурой можно подойти креативнее, например, сделать подборку готовых видеороликов на YouTube, найти в открытом доступе чек-листы и научить заниматься спортом дома, пока нельзя никуда выходить.

Преподаватели вузов столкнулись с отсутствием руководств и трудностями в организационных вопросах. Кто-то проводит занятия в Skype, кто-то ‒ в Zoom, кто-то только отправляет задания в WhatsApp. Некоторые преподаватели записывают лекции на веб-камеру и отправляют студентам. Качество таких материалов очень низкое, и воспринимать их довольно тяжело. Как минимум потому, что контент на YouTube, к которому привыкли студенты, снят и смонтирован профессионально и зритель избалован качеством видеоматериалов.

Возникают трудности и с контролем посещаемости. Одни преподаватели просят поставить «+» в чат, другие требуют включать веб-камеры и делают скриншоты студентов. На фоне всех недоразумений и неприятностей один элемент академический жизни остается неизменным ‒ оценка. Студенты не получают образовательного опыта в кампусе, но они получат оценки, пусть формальные. 

У онлайн-обучения этих минусов нет, потому что в его основе лежит тщательно спроектированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде. У преподавателей есть инструкции, методички, памятки, чек-листы, шаблоны писем и оповещений и даже презентаций, здесь продумано всё ‒ от заставки перед началом урока до слайда с домашним заданием.

Ключевым в онлайн-обучении является педагогический дизайн как инструмент проектирования онлайн-курса. А при переходе на дистанционное обучение, который мы сейчас наблюдаем в России, он отсутствует. Проектируя онлайн-курс, педагогический дизайнер продумывает темп освоения материала, форму представления информации, а также учитывает количество будущих слушателей курса. Если одновременно на курсе учатся 35 человек ‒ это одна методика, а если 1000 ‒ совсем другая: контрольно-измерительные материалы следует унифицировать и максимально увеличить долю автопроверки, чтобы сэкономить время преподавателя. При проектировании изучается целевая аудитория, формируется структура учебного материала, определяются типы контента, форматы взаимодействия со слушателями, типы заданий и планируется всё ‒ вплоть до сдачи экзамена и обратной связи.

Онлайн-курсы, предназначенные для настоящего дистанционного обучения, снимаются в профессиональных студиях с командой экспертов. Стоимость производства одного курса может доходить до 1 млн руб. Материал в программе заранее проработан и выверен до слова, автора курса дополняют графики, модели, картинки, анимация, примеры, формулы и т. д. Создание онлайн-курса ‒ это огромный труд. Мало просто сесть перед камерой и рассказать студентам аудиторный материал ‒ нужно адаптировать весь контент.

Вузы также должны спланировать, как организовать консультирование, лабораторные работы и итоговый экзамен с прокторингом (системой контроля сдачи дистанционных тестов, экзаменов и других испытаний). Полноценные онлайн-сервисы для этого на рынке есть, но вузы должны не только интегрировать их в свою среду, но и обеспечить доступ к ним для всех студентов без исключения. 

Онлайн-образование и нынешняя экстренная коммуникация преподавателей со студентами – совершенно разные вещи. Если вы слышите от студента или преподавателя, что онлайн-обучение ‒ это неинтересно, не хватает живого общения или эффективность такого обучения низкая, знайте: всё это не имеет ничего общего с подлинным онлайн-обучением.

Ясно одно: российским университетам и ректорам надо инвестировать в современные методы преподавания и отказаться от трансляции старого опыта.

На ресурсе «Современная цифровая образовательная среда» (интеграторе ведущих образовательных платформ, таких как «Национальная платформа открытого образования», «Лекториум», Stepic и др.), на сайте «Университета 2035» размещены более 1000 открытых онлайн-курсов, которые могут быть встроены в учебный процесс, с качественным сопровождением слушателей и процедурой проверки знаний через сервисы прокторинга. Образовательная платформа Coursera for Campus также предоставляет университетам бесплатный доступ вместе с аналитикой успеваемости и функциями проверки знаний. Хороший контент есть, и при желании можно спроектировать увлекательный и эффективный онлайн-урок.