Как отразится на акционерах реструктуризация "Норникеля"?


Для акционеров дело уже обернулось нехорошо. "Норильский никель" потерял 20%, а если брать его верхние точки - $10 - 11, то он вообще потерял порядка 40%. То, что целый ряд вопросов к руководству "Норникеля" остался без ответа, настораживает. Такое поведение менеджеров свидетельствует, что это забота скорее не о благе инвесторов, а о своем собственном. Например, неясно, почему столько было заплачено за Norimet. Эта компания была оценена в $230 млн, а сам "Норникель" - примерно в $600 млн, хотя на апрель его рыночная капитализация была свыше $1,8 млрд. Ясно видно, что цена завышена в одном случае и занижена в другом. Обмен, наверное, был очень выгоден для тех, кто раньше был акционером Norimet. Поэтому остальные акционеры свою оценку собственного положения показали однозначно - начали сливать акции.

Сергей Глазер

"Кинуть" кого-либо сейчас не так просто. Даже те, кто славился подобной практикой в прошлом (например, некоторые нефтяные компании), сейчас стремятся создать себе репутацию добросовестной, заботящейся о миноритарных акционерах организации. Но ситуация с "Норильским никелем" походит на некоторые неприятные истории, когда интересы акционеров ущемлялись. Однако я не стал бы пока предполагать, зачем была затеяна реструктуризация. Она явно не связана с очисткой бизнеса, с избавлением от висящих на балансе учреждений социальной сферы. С другой стороны, были же у "Норильского никеля" неприятные ситуации. Например, прокуратура требовала вернуть якобы недоплаченные на аукционе за акции деньги. Так что причины могут быть разные, не обязательно связанные с желанием размыть долю акционеров.

Алексей Быстров

Доля миноритарных акционеров в НГК, конечно, упадет, но общий эффект операций, проведенных недавно с акциями НГК, будет зависеть от того, сдержит ли "Норникель" обещание аннулировать определенное количество акций НГК. В начале года миноритарный акционер мог претендовать на 1% НГК, если он имел 1% "Норникеля". Но если тогда у "Норникеля" было 100% акций, то сейчас у него только 36%. Если "Норникель" предпримет некоторые шаги, то положение миноритарных акционеров улучшится. Но, во-первых, только частично. Во-вторых, если даже доля миноритарных акционеров восстановится до прежнего уровня, то все равно все риски сохранятся. Скажем, "Норникель" говорит, что структура компании должна стать более открытой. Это, мягко говоря, преувеличение. После реструктуризации НГК будет владеть "Норникелем". Но сам "Норникель" будет владеть Кольской горной компанией, Norimet и т. д. То есть вместо двухуровневой структуры мы получим трехуровневую. Кроме того, не исключены повторы нынешней модели реструктуризации в дочерних компаниях "Норникеля".

Михаил Селезнев