ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Спасение России продолжается


Бывшего курского вице-губернатора избили в здании областной администрации за то, что он еврей. Он скорее всего и не еврей вовсе, и били его, потому что был в команде бывшего курского губернатора Александра Руцкого. Это избиение - еще один штришок в картине возрождающихся надежд российских мракобесов на нового президента страны.

Есть большие подозрения, что, если бы даже Александр Михайлов выиграл курские выборы при Ельцине, он не стал бы давать откровенно черносотенное интервью общенациональной газете. А сейчас стал. Есть подозрения, что, даже если бы Руцкой был отстранен от выборов при Ельцине, его не стали бы обвинять в наличии "еврейской матушки". А сейчас стали.

В России нет президента-реакционера, в России есть силы реакции, которые надеются взять реванш именем президента. Наличие этих сил становится все очевиднее. Во-первых, это представители силовых структур, чьи ведомства были настроены на советский, принципиально антидемократический тип государства и никак не могли подстроиться под новую, пусть и слабую, но совершенно иную российскую государственность. Во-вторых, это средний эшелон партработников, не успевших сделать приличную карьеру и приличные деньги при советской власти, а теперь собирающихся проникнуть во власть российскую на волне разговоров о возрождении традиций и прекращении "ущемления интересов русского народа".

У новой российской власти недостало сил осудить антисемитизм как принципиально антигосударственную политику. В этом смысле и первый, и второй президенты одинаковы. После известной антисемитской выходки русского генерала Макашова робко пожурил тогдашний премьер Евгений Примаков, не забыв упомянуть о наличии мирового сионизма. Сейчас еврейский вопрос становится частью козырей новой политической элиты. Практически у каждой российской и советской политической элиты ксенофобия была политическим козырем. В этом смысле бытовой антисемитизм куда более вегетарианское явление.

Как-то во время очередных гастролей Большого театра в Великобритании советскому надтеатральному начальству ("искусствоведам в штатском") был задан "провокационный" вопрос о правах евреев в Союзе. На что наши ответственные работники стали бодро докладывать, сколько в труппе Большого театра евреев. На что англичане робко заметили, что вовсе не считают количество евреев в своих театрах. К сожалению, это погромное сознание не изжито нацией (читай - российским народом) - точнее, не изжито политической элитой нации, что еще более скверно.

Политика любого президента - особенно президента России, страны, предельно ритуализованной, - состоит из жестов и знаков. Таким жестом и знаком для президента Путина могло бы стать публичное осуждение ксенофобии. Чтобы у людей с пещерным мышлением, независимо от рангов и должностей, не возникало необоснованных надежд на возврат в Россию троглодитских политических порядков. Мастеров спасать Россию с помощью бития представителей "некоренных" народов хватает. Возможно, поэтому до сих пор нет внятной "коренной" нации - органичного российского народа.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"