ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Есть такую партию


На своем седьмом съезде Коммунистическая партия Российской Федерации сделала вид, что является непримиримой оппозицией действующей власти. При этом само компартийное руководство, как и, к сожалению, действующая власть, твердо знает, что никакой непримиримой оппозицией друг другу не являются. Это-то и настораживает.

Не дай бог антикоммунизм станет актуальной вещью в России. Победа нынешнего президента на выборах в марте 2000 г. среди многочисленных трактовок содержала и такую: это полное и окончательное поражение коммунизма в России. Сейчас эта трактовка кажется излишне оптимистичной. Понятно, что коммунисты наши, за исключением откровенных маргиналов типа Виктора Анпилова и Нины Андреевой, давно встроились в политическую систему, не выказывая при этом характерной для их идейных вождей кровожадности. Но если раньше было стойкое ощущение, что коммунисты приспосабливаются к принципиально инородной для них политической системе, сейчас становится все сильнее ощущение, что в нынешней системе они органично существуют. Как ни противно, в России до сих пор нет ни одной партии в технологическом смысле этого слова, кроме коммунистической. На наших глазах крошится очередная попытка создать партию власти нового типа. Уже сейчас, не боясь ошибиться, можно уверенно утверждать, что на следующих думских выборах "Единство", если даже и доживет до них, соберет жалкие крохи голосов избирателей. Ни двухпартийная, ни многопартийная система в стране пока не складывается - в том числе и потому, что первый президент России не хотел связывать себя ни с одной политической организацией, а второй президент готов опираться на "весь народ".

Беда в том, что в России нет "всего народа", на который можно было бы опираться. Если де-факто мы имеем некоторые признаки капиталистического общества, в котором вынуждены жить все, в головах у людей существует четкое и непримиримое деление на "капиталистов" и "коммунистов". Разумеется, первому политику страны можно достаточно долго и относительно безболезненно не замечать этого раскола, балансировать на "полутонах", не выявляя идеологических пристрастий. Но все равно выбор невелик: либо придется эти пристрастия публично озвучивать, либо забыть раз и навсегда о попытках создания некоей новой идеологии. В последнем случае придется забыть также о высокопарных речах насчет "сильного государства" и "возрождения России".

Похоже, наступает момент, когда власть должна дать понять коммунистам, что она является их непримиримой оппозицией. Конечно, приятно нравиться сразу всему народу, но поклонникам КПРФ нравиться не только не нужно, но и вредно. КПРФ надо "есть". Нет, не запрещать конечно, не зажимать, но давать понять, что ее роль - на отшибе политической системы. Что значительное количество верных активистов и традиции аппаратной работы - еще не повод, чтобы претендовать на благосклонное отношение действующей и, надеюсь, не коммунистической власти.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"