РУССКАЯ РУЛЕТКА: Неправильная поправка


России нужны крепкий бюджет и рост инвестиций. Но вместо поиска золотой середины между государственными и частными интересами уже много лет продолжается перетягивание каната. Продолжает эту линию и закон об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, который на этой неделе будет во втором чтении рассматривать Госдума.

Заявленная цель одной из поправок - технические уточнения в главу 25 НК о налоге на прибыль. Ее приняли с существенными недоделками, вызывающими справедливые вопросы и претензии у налогоплательщиков и налоговиков. О масштабах недоделок можно судить хотя бы по объему законопроекта, в котором на почти 200 страницах изложено около 300 поправок. Этот крупный и сложный закон позволяет незаметно протащить поправки, радикально меняющие экономическую суть базового закона. Внешне изменения выглядят вполне безобидно. Многие ли депутаты обратят в ходе голосования внимание на такую "мелочь", как замена даты "1 января 2002 г. " на "31 декабря 2001 г. ", произошедшую в поправке к статье 257 в промежутке между первым и вторым чтениями? Между тем невинная корректировка даты увеличивает базу налога на прибыль на сотни миллионов долларов и лишает отечественный бизнес как значительной доли инвестиций, так и стимулов показывать в отчетности реальную стоимость активов. Все дело в том, что многие компании провели переоценку имущества в конце прошлого года и в баланс на 31 декабря она не попала. А от нее зависит величина амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость и уменьшающих базу налога на прибыль. Перенос даты на день увеличивает платежи по налогу на прибыль и уменьшает инвестиционные ресурсы.

Но, может, основные фонды так хороши, что и не нуждаются в амортизации и обновлении? Ничего подобного. Износ основных фондов по основным отраслям ниже критического уровня. Средний износ активов в нефтегазовой отрасли превышает 70%. В 1990-х гг. из-за высоких издержек и обременительных налогов ежегодные инвестиции не превышали $3 - 4 млрд. Все изменилось с девальвацией рубля и ростом цены нефти. В 2001 г. инвестиции в отрасли превысили $10 - 11 млрд. В основном они и обеспечили рост добычи (с 1998 по 2001 г. - на 15%; в 2002 г. мы ожидаем дальнейший рост на 4,5%). Растут и налоговые доходы. Для дальнейшего роста добычи отрасль должна наращивать инвестиции, меняя устаревшее оборудование. При этом государство не теряет деньги, выведенные из базы налога на прибыль и направленные на инвестиции. Они идут на рост заказов смежных отраслей - связи, транспорта, машиностроения. Деньги, оставленные предприятиям на развитие, будут работать на рост экономики и опосредованно - на рост покупательной способности населения и доходов государства. Грядущие перемены в налогообложении прибыли перекрывают эти возможности роста. Уже произошедшая отмена инвестиционной льготы дополняется замораживанием стоимости имущества (в налоговом учете) на дату вступления главы 25 НК в силу - 1. 01. 2002 г. Поэтому предприятия в конце 2001 г. оказались заинтересованы в восстановлении реальной стоимости активов. В результате масштабной переоценки основных фондов в системе РАО ЕЭС их стоимость увеличилась в 2,7 раза - на десятки миллиардов рублей. Сбербанк за счет переоценки увеличил собственный капитал на 37,4 млрд руб. Миллиардами измеряются и результаты переоценки, произведенной другими предприятиями. Если закон запретит включать в себестоимость амортизационные отчисления от реальной стоимости имущества, предприятия будут вынуждены резко уменьшить инвестиции. Есть опасность, что манипуляции со стоимостью имущества приведут к двойному налогообложению. Заниженная стоимость имущества будет применяться только при исчислении налога на прибыль, а налог на имущество будет начисляться на уже индексированную стоимость активов. Тогда предприятия вернутся к занижению реальной стоимости активов в отчетности. Это уменьшит возможности предприятий привлекать на выгодных условиях внешние инвестиции, а их акции останутся недооцененными.

Хочется верить, что в ходе подготовки закона ко второму чтению произошла техническая ошибка и в этой истории нет злого умысла. Данная поправка - ухудшение налогового климата задним числом. Очевидно, что, стремясь срочно пополнить бюджет, инициаторы нововведения не просчитали последствия даже на ближайшие 2 - 3 года. Тогда как сокращение источников инвестиций повлечет негативные изменения в экономике на больший срок.

Дискредитируется сама идея введения Налогового кодекса, принимавшегося для стимулирования деловой активности, создания стабильного благоприятного инвестиционного климата. Прорабатывая налоговую реформу, правительство провозгласило цель обеспечить долгосрочный рост в нефтегазовой отрасли, которая должна служить локомотивом инвестиционного процесса. Общий налогооблагаемый уровень в отрасли правительство планировало снизить с нынешних 42 - 45% от выручки до 32 - 36%. То, что предполагают сделать законодатели сейчас, вряд ли отвечает краткосрочным бюджетным интересам и подрывает долгосрочные интересы российской экономики.

Автор - аналитик по нефти и газу финансовой корпорации "НИКойл"