ОТ РЕДАКЦИИ: Старая история


В пятницу глава Внешэкономбанка Андрей Костин разговаривал с Владимиром Путиным. Как сообщил банкир "Интерфаксу", он высказал президенту "соображения о путях повышения эффективности государственного банковского сектора".

Хорошей иллюстрацией к этим соображениям служит вчерашнее известие, что вышедшее в эфир на шестом канале некоммерческое партнерство "Медиа-Социум" получило от ВЭБа двухлетний кредит в $10 млн. Для телевизионщиков это немалая сумма. Первоначально говорилось, что для финансирования канала в этом году нужно порядка $80 млн. Половину этой суммы команда Киселева рассчитывает получить от рекламы, а вложения олигархов-инвесторов на 2002 г. определены в $40 млн.

В "Медиа-Социуме" скупы на подробности: кредит ВЭБа пойдет "на развитие канала и обеспечение деятельности". Обеспечивать, конечно, надо. Кредит дает "спасителям команды Киселева" возможность на четверть снизить инвестиции в ТВ. А анонсированное расширение кредитного лимита ВЭБа до $40 млн удивительно совпадает с "лимитом", который утвердили Евгению Киселеву сами олигархи. Получается, у них появляется теоретическая возможность переложить инвестиционные обязательства на банк и выйти из партнерства, оставив телеканал расплачиваться с ВЭБом.

Эта возможность пригодится бизнесменам, например, если чиновникам не понравится политика канала и они начнут уговаривать олигархов бросить это дело. Но кредитная линия может быть очень полезна и власти - как инструмент давления на "независимое" ТВ. ВЭБ-то и после слияния с ВТБ останется госбанком.

Говорят, кредит организовал Александр Волошин. Может, это и не так. Но никто лучше него не знает, как помогает иной раз обыкновение телевизионщиков брать деньги, которые, как они ошибочно полагают, будет нетрудно вернуть - или безнаказанно не вернуть. На этом погорело и НТВ, взявшее деньги у полугосударственного "Газпрома" и у того же ВЭБа. Когда ВЭБ впоследствии судился с "Медиа-Мостом", все СМИ последнего кричали, что банк действует по указке Волошина. Но платить пришлось. Тем труднее было урегулировать долг перед "Газпромом". Итог истории всем известен. Теперь все начинается заново.

Костин вряд ли задумывался об эффективности в банковском понимании этого слова, кредитуя НТВ, РТР и ОРТ (последний - в критический момент, когда против него было два иска о банкротстве). По крайней мере кредит ОРТ несколько раз пролонгировался - компания не может его вернуть. А вот с точки зрения государственных интересов, как их понимают Путин с Волошиным, с эффективностью такого кредитования все в порядке.