Назад в “Юганск”


О возобновлении сотрудничества Schlumberger с “Юганскнефтегазом” вчера заявил исполнительный директор сервисной компании Эндрю Гоулд. Он же три месяца назад объявил о том, что Schlumberger вынуждена прекратить проведение работ из-за того, что “Юганск” оказался не в состоянии оплачивать сервисные услуги. Со 2 сентября счета всех “дочек” “ЮКОСа” были арестованы решением Басманного суда Москвы по ходатайству Генпрокуратуры. Но в конце декабря “Юганскнефтегаз” был продан в счет погашения долгов “ЮКОСа”. На торгах 76% акций компании досталось неизвестному ООО “Байкалфинансгрупп”, которое затем купила “Роснефть”.

Приход нового собственника позволил “Юганскнефтегазу” вновь прибегнуть к услугам Shlumberger, которая еще в октябре перевела свое оборудование на обслуживание других клиентов. Впрочем, стороны пока неохотно комментируют условия своего сотрудничества. Представитель российского отделения Shlumberger подтвердил, что компания возобновила обслуживание “Юганскнефтегаза” и будет наращивать объем работ для этой компании. Однако от каких-либо других комментариев отказался. В “Роснефти” также скупы на слова. “В компании осуществляется комплекс мер, направленных на стабилизацию работы предприятия, выплачены долги по заработной плате его сотрудникам, погашается задолженность перед подрядчиками и прочими организациями, в том числе и Shlumberger”, – лишь заявил представитель “Роснефти”.

Впрочем, источник, знакомый с условиями сотрудничества двух компаний, говорит, что Shlumberger приступила к работам уже в начале января. По его словам, инфраструктура сервисной компании позволила ей достаточно быстро возобновить работы. Собеседник “Ведомостей” не смог назвать сумму прежней задолженности “Юганскнефтегаза” перед Shlumberger. Но, по его словам, стороны нашли способ решить эту проблему. Теперь, предполагает он, “Роснефть” может рассчитывать на звание крупнейшего российского клиента Shlumberger, перехватив пальму первенства у “ЮКОСа”. Источник уверен, что перерыв в сервисных работах не должен значительно повлиять на снижение объемов добычи “Юганскнефтегаза”.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров также считает, что временный уход Shlumberger не стал критическим для “Юганскнефтегаза”. Он отмечает, что сокращение сервисных работ не сразу отражается на объемах добычи. В то же время он отмечает, что уже в ноябре “Юганск” сократил добычу до 4,27 млн т с 4,44 млн т в октябре, а в декабре компания добыла 4,28 млн т. По его словам, на это повлияло не только сокращение инвестиций, но и проблемы “ЮКОСа” с финансированием своих экспортных операций, поэтому вычленить роль фактора Shlumberger в падении объемов добычи достаточно сложно.

Пресс-секретарь “ЮКОСа” Александр Шадрин уверен, что сокращение сервисных работ стало одной из главных причин падения объемов добычи нефти “Юганскнефтегазом”. Впрочем, Нестеров полагает, что Shlumberger сможет быстро наверстать упущенное и за 1–2 месяца вернуться к прежним объемам работ. Нестеров напоминает, что ранее президент “Роснефти” Богданчиков обещал, что с новым собственником “Юганскнефтегаз” сможет ежегодно увеличить добычу на 5%. Впрочем, реалистичность этих планов будет зависеть от того, сможет ли “Юганскнефтегаз” решить вопрос своей налоговой задолженности.