“Единоросс” свалился с печки


К пленарному заседанию Думы, как сообщает агентство РИА “Новости”, депутат Неверов подготовил проект поручения думскому комитету по культуре: “Срочно уточнить и довести до депутатов информацию о предполагаемой постановке”. Ситуация, должно быть, взрывоопасная: “27 февраля на одном из телеканалов прошел сюжет о реконструкции Большого театра и постановке на новой сцене театра оперы на либретто Владимира Сорокина “Дети Розенталя”, уже идут репетиции, премьера назначена на 23 марта”, – отмечается в подготовленном депутатом документе.

Выступая на заседании, Неверов заявил: “Нельзя допустить, чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры, чтобы эту порнографию показывали, а потом обсуждала вся страна”.

Поручение думскому комитету было принято. При необходимых 226 голосах его поддержали 293 депутата, против 12, воздержавшихся не было.

Думскому комитету предстоит нелегкая работа: позвонить в Большой театр или, хуже того, зайти на его официальный сайт, где информация о предстоящей премьере была размещена задолго до того, как депутату Неверову случилось посмотреть телевизор. О намерении ставить оперу композитора Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина Большой театр объявил общественности еще весной 2002 г. Более того – театр специально заказал названным авторам эту оперу.

Идея объявить Владимира Сорокина порнографом не принадлежит депутату Неверову. Летом 2002 г. “Идущие вместе”, устроив несколько публичных акций, добились в отношении писателя возбуждения уголовного дела. После ряда экспертиз в апреле 2003 г. Главное следственное управление ГУВД Москвы прекратило дело в связи с отсутствием состава преступления.

На ближайших планах Большого театра инициатива “единоросса” Неверова не скажется. Ситуацию “Ведомостям” прокомментировал генеральный директор театра Анатолий Иксанов: “Пока, слава Богу, репертуарная политика театра решается самим театром. В Большом театре давно не заказывались оперы. Но людям вроде Неверова, очевидно, не нужны такие одаренные композиторы, как Леонид Десятников, – а ведь композитору важен и текст, и мелодика текста, и он вправе выбирать себе соавторов. Кому-то нравится Сорокин, кому-то нет – дело вкуса. Но он не запрещен, его книги издаются. Он не пропагандирует насилие, шовинизм, национальную рознь, свержение режима. С текстом либретто мы знакомы и приняли его – опять же, принял театр, а не главлит. Эпопея это давняя: “Идущие вместе” приходили с транспарантами к моему дому и к дому Ведерникова (Александр Ведерников – главный дирижер Большого театра. – “Ведомости”), причем утром и вечером. А на транспарантах были некорректные тексты в мой адрес. Но на наши творческие решения никто не влияет: ни “Идущие вместе”, ни “Единая Россия”. Театр – вне политики”.

Хотя информированность об официальных планах ведущих культурных институций страны и не является сильной стороной депутата Неверова, в широте культурных горизонтов ему не откажешь: так, он со знанием дела утверждает, что “постановки Большого театра считаются лучшими во всем мире”. Тогда, возможно, ему известно и то, что творчество Владимира Сорокина также пользуется мировым признанием. А если нет, то все равно и театр, и либреттист должны быть благодарны депутату: в непростом деле рекламы новой оперной постановки у них появился добровольный помощник.