Антилужков-2005


На прошлой неделе списки “Родины” зарегистрировал Мосгоризбирком. Теперь у партии есть расчетный счет, и она начинает агитационную кампанию. Один из рабочих планов кампании, с которым удалось ознакомиться “Ведомостям”, делает акцент на критике московских властей.

Одну из региональных групп в предвыборном списке “Родины” возглавит депутат Госдумы Андрей Савельев, другую – давний оппонент Лужкова, бывший префект Краснопресненской управы Александр Краснов. Они и сопредседатель фракции “Родина” в Госдуме Сергей Глазьев должны по задумке партийных штабистов сформировать на выборах “комитет по спасению Москвы”, который будет символизировать альтернативу московской властной элите. Глазьев выступает в роли кандидата на пост мэра Москвы, Краснов – его заместителя, а Савельев – спикера нового состава МГД. Савельев, в 1990–1993 гг. депутат Моссовета и активный критик действующего мэра, подтвердил, что готов уйти работать в московский парламент, поскольку московская тематика “ему хорошо знакома, а работа Госдумы свелась к послушному нажиманию на кнопки “единороссов”.

В плане кампании целая серия акций против “трех мафий”, как называют авторы кампании три объекта для критики. С 4 октября “родинцы” начнут недельные пикеты под лозунгом “Нет пробкам на дорогах!”. Шоферам, томящимся в пробках, агитаторы раздадут красно-желтые ленточки. Акцию курирует депутат Мосгордумы от “Родины” Евгений Балашов.

Вторая мишень – представители федеральной власти министр здравоохранения и соцзащиты Михаил Зурабов и глава Минфина Алексей Кудрин. В свои дни рождения (у Кудрина 12 октября, у Зурабова – сегодня) министры должны встретить у входа в министерства пикеты “родинцев” против монетизации льгот и повышения цен на лекарства.

Наконец, третья мафия ассоциируется у организаторов кампании с нелегальными мигрантами. “Высокими штрафами работодателям за гастарбайтеров мы не смогли сбить волну нелегальной миграции. Нужны дополнительные меры, например снижение квот рабочих мест на субъект Федерации”, – рассуждает лидер списка от “Родины”, депутат МГД Юрий Попов. Один из “рабочих” лозунгов кампании “Родины” – “Москва для москвичей”. “Москвич – это гражданин РФ, постоянно проживающий в Москве на законных основаниях и занимающийся законной деятельностью. Национальный вопрос в городе, где проживает 168 национальностей, мы не поднимаем”, – уверяет Попов.

Концепция кампании еще не утверждена, сообщил источник в “Родине”. О намерении сделать акцент в кампании на “комитете спасения Москвы” “Ведомостям” подтвердили два партийца, близких к руководству. Рогозин идею “спасительного комитета” комментировать отказался. А Глазьев ее не одобряет. “Сегодня не 1941-й. Спасать москвичей надо от социальных проблем – сверхвысоких цен на продукты, коррумпированного чиновничества, отсутствия в Москве выборности мэра”, – говорит Глазьев.

По последним опросам “Левада-центра” от 26 сентября, за “Родину” готовы отдать свои голоса 15%. “При всей неприличности и известности лозунг “Москва для москвичей” эффективен: этнического подтекста не звучит, но приходящий на рынок москвич прекрасно понимает, о чем он”, – считает Дмитрий Орешкин из группы “Меркатор”. “Упоминание о проблемах миграции собирает вокруг себя ядерный электорат “Родины”, но плохо работает для привлечения новых электоральных групп”, – полагает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем.

“Нельзя москвичей обманывать лживыми обещаниями вычистить Москву. Выдворять [незаконных мигрантов] закон не препятствует и сегодня, проблема в его исполнении”, – спорит с рогозинцами спикер МГД Владимир Платонов. По его словам, ЕР сосредоточится в ходе кампании на объяснении москвичам “совместных достижений мэра и депутатов”.