Кто купит “АвтоВАЗ”


“Больше всего говорят, что “АвтоВАЗ” скупает группа “СОК”, – делится впечатлениями вице-президент отдела продаж “Уралсиба” Александр Захаров. По его словам, некоторые игроки даже считают, что “СОК” скоро аккумулирует контрольный пакет акций комбината. “Некоторые подозревают в скупке акций и “Русские машины”, – замечает директор другой крупной инвесткомпании. А директор департамента внебиржевых операций “Брокеркредитсервиса” Евгений Старцев считает основной причиной роста бумаг саму отставку Каданникова: “Многие западные инвесторы именно его ассоциировали с глубокой стагнацией предприятия”.

В группе “СОК” обсуждать возможную покупку “АвтоВАЗа” отказались, а в “Базэле” (в его состав входят “Русские машины”) уверяют, что акции “АвтоВАЗа” компанию не интересуют. “Русским машинам” надо еще разобраться со своими многочисленными активами и их реструктуризацией”, – замечает аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. Представитель “АвтоВАЗа” не стал комментировать возможную смену собственника, а рост капитализации объясняет тем, что завод – один из самых недооцененных в машиностроительной отрасли. Смольянинов отмечает, что ясность с собственником “АвтоВАЗа” может наступить, лишь когда станет известен преемник Каданникова. “Кандидаты уже обсуждаются. Но решение будет приниматься не на заводе, а на самом высоком уровне – в президентской администрации”, – рассказывал на днях “Ведомостям” источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Он уверяет, что это будет человек, не связанный с Самарской областью и, скорее всего, не имеющий отношения к автопрому. Другой источник, знакомый с ситуацией, уверяет, что в ближайшее время контрольный пакет акций “АвтоВАЗа” может перейти в собственность одной из госкомпаний и именно с этим связана отставка Каданникова. А источник, знакомый с планами Кремля, говорит, что администрация президента уже готовится провести инвентаризацию активов “АвтоВАЗа” и их оценку для предстоящей сделки. Появление государства в числе акционеров “АвтоВАЗа” старший аналитик “Атона” Алексей Языков считает логичным, особенно в свете последних подобных сделок – поглощения “Сибнефти” “Газпромом”, ОМЗ – Газпромбанком, “Силмашин” – РАО “ЕЭС России”. Получить комментарии чиновников не удалось.

Председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников долгие годы лелеял мечту о том, что капитализация его завода когда-нибудь достигнет справедливого уровня, который он однажды обозначил так: не менее $40 за акцию. И после объявления об отставке Каданникова начался стремительный рост котировок флагмана российского автопрома. Его акции были среди аутсайдеров фондового рынка: с начала 2005 г. они подорожали лишь на 2,4%, хотя индекс РТС вырос на 58%. А вчера капитализация “АвтоВАЗа” побила рекорд. По итогам торгов в РТС она перевалила за $905 млн, за день прибавив более 16%. Сделки заключались по $35 за акцию. На ММВБ их средневзвешенная цена взлетела на 9% до 968,67 руб. ($33,6). Эти цифры превзошли уровень справедливой цены, выставляемой на акции “АвтоВАЗа” инвесткомпаниями – $33 у “Метрополя”, $28 у “Уралсиба”, $30 у “Атона”.

Росли не только цены, но и объемы торгов бумагами “АвтоВАЗа”. Если раньше на ММВБ с акциями автогиганта в день совершалось 100–200 сделок, а в лучшие дни – до 500, то вчера брокеры заключили аж 4000 сделок.

Причину воодушевления брокеров эксперты назвать не могут, перечисляя разнообразные слухи о судьбе завода после отставки Каданникова, главным образом о возможной продаже крупного пакета акций стратегическому инвестору.