Сажать надо правильно


Офисное помещение со свободной планировкой позволяет работодателю рационально использовать площади, что особенно важно для компаний с большим количеством сотрудников, говорит Олег Вишняков, заместитель генерального директора консалтинговой компании “IDS Scheer/Логика бизнеса”. Он отмечает, что свобода творчества, которую получает работодатель, позволяет разделить пространство таким образом, чтобы это оптимально соответствовало бизнес-потребностям компании. Не считая, конечно, прямой экономии. “Поскольку в офисах со свободной планировкой меньше места занимают коридоры, это дополнительно высвобождает порядка 20% полезной площади”, – утверждает Сергей Миронов. Он в ноябре этого года стал генеральным директором компании “Украинские радиосистемы”, которая входит в структуру телекоммуникационной компании “Вымпелком”.

По мнению Сергея Шарова, директора по персоналу страховой компании “Росно”, “при нынешних ценах на недвижимость различные изыски, например, расположение рабочих столов под определенным градусом, на что уйдет больше квадратных метров, совершенно неуместны”. Он скептически относится к каким бы то ни было излишествам: особой конфигурации столов и стульев, половому покрытию со специальной нитью и проч. “Это никак не повлияет на повышение производительности труда офисных сотрудников, – уверен Шаров. – Зато компании придется нести дополнительные расходы, которые отразятся на себестоимости продукта”. Сам Шаров сидит сообразно занимаемой должности, в стеклянно-пластиковой кабинке с жалюзи. “Личные кабинеты полагаются только заместителям генерального директора и руководителям важных бизнес-направлений, к которым, в частности, относятся крупные центры продаж и центры страхования”, – говорит он.

Вопрос культуры

“Решая вопрос, каким быть офису – с отдельными кабинетами или в виде единого открытого пространства, важно учитывать корпоративную культуру компании”, – считает Анна Бурова, заместитель генерального директора консалтинговой компании “Экопси консалтинг”. Не менее значимым моментом является и специфика бизнеса. “Открытое пространство в банке вряд ли придется по душе клиентам”, – добавляет она. А вот для телекоммуникационного бизнеса такая организация офисов дает скорее преимущества. “Если от бизнеса нужна оперативность принятия решений, то руководитель должен иметь представление о том, что происходит в его отделе или подразделении “в прямом эфире”, – говорит Миронов. – Это возможно только при живом общении”. В офисе, сотрудники которого разделены на кабинеты толстыми стенами, непросто добиться единства коллектива, уверен он. А когда сотрудники сидят в одном открытом помещении, каждое утро говорят друг другу “привет”, знают всех по имени и в лицо, просят совета или помощи, то и командный дух воспитать совсем не сложно, добавляет Миронов.

Эффект квартета

Но далеко не всегда работа бок о бок делает сотрудников членами единой команды или как-то позитивно сказывается на атмосфере в коллективе, отмечает Бурова из “Экопси консалтинга” и добавляет, что “важно учитывать функциональные обязанности сотрудников, характер их работы”. Если посадить за соседними столами менеджера по продажам и аналитика, то они просто-напросто будут друг другу мешать и вряд ли качественно выполнят свою работу. Продавец значительную часть своего рабочего времени посвящает телефонным разговорам с клиентами, тогда как аналитику для работы нужна тишина.

“В одной компании вместе посадили менеджеров по продажам и IT-специалистов, – рассказывает Бурова. – Надо сказать, что программисты считались ключевыми для бизнеса сотрудниками: компания специализируется на продаже собственных компьютерных программ и игр”. Через достаточно короткое время между двумя отделами возникло напряжение. Всегда с иголочки одетые продавцы – ведь им каждый день предстоит встречаться с клиентами – с неодобрением стали поглядывать на неряшливых айтишников, которые, работая над очередной программой, могли задержаться в офисе на сутки-двое. Менеджерам по продажам были непонятны шутки и разговоры коллег. В какой-то момент дело дошло до того, что продавцы начали подозревать программистов, по их мнению, людей не от мира сего, в мелком вредительстве: якобы они проникали в чужие компьютеры и делали так, чтобы они зависали. “В конфликтную ситуацию пришлось вникать руководству компании, – говорит Бурова. – А после переезда в новый офис IT-подразделение разместили отдельно от остальных”.

Внутренние сложности

Излишне свободная планировка, пространство которой объединяет слишком много людей, может давить на психику сотрудников. “Нашей компании не помешает новый офис, – говорит Мария Шеламова, менеджер по персоналу компании “Philips/Россия”, которая торгует бытовой техникой и электроникой. – Мое понимание будущей планировки – она не должна разрушать сложившиеся отношения внутри микрогрупп в 5–7–10 человек, которые работают в рамках одного подразделения. Вряд ли им будет комфортно работать, когда с ними по соседству окажется еще полсотни коллег”.

“Открытая планировка, когда рабочие места разделены невысокими пластиковыми стенками, конечно, дает возможность начальникам структурных подразделений контролировать рабочий процесс. Однако если вместе сидит больше 100 человек, то делать это становится крайне затруднительно”, – говорит Вишняков. По его словам, работодателю необходимо учитывать, что бизнес-потребности и нужды должны также учитывать и бытовой комфорт сотрудника: если человек интровертивен по своей натуре, передозировка коллег негативно сказывается на его работе. “Это провоцирует стресс и в конечном итоге может привести к конфликтам в коллективе, которых можно было бы избежать”, – полагает он. В качестве решения он называет появление в компаниях “комнат психологической разгрузки”, в которых сотрудники могли бы уединиться, прийти в себя, отдохнуть от офисного шума.