Масло, мясо, молоко


Агропромышленные амбиции

В июне агросоюз “Юг Руси” запустил второй маслоэкстракционный завод (МЭЗ) мощностью 1,1 млн т семян в год, увеличив собственные мощности по переработке до 1,45 млн т маслосемян в год. Инвестиции в проект составили $150 млн, срок окупаемости – около семи лет. В компании планируют, что кроме подсолнечника в следующем году на новом заводе будут перерабатывать еще и сою.

Ее конкурент – агрохолдинг “Астон” начал комплексную модернизацию Миллеровского МЭЗа, чтобы увеличить мощность завода до 500 000 т в год и снизить себестоимость переработки тонны подсолнечника с 700 до 300 руб. По данным компании, затраты на модернизацию составят $15 млн. Реализовать этот проект в “Астоне” собираются за два года. Другой МЭЗ, входящий в холдинг “Астон”, – “Волшебный край” летом этого года начал выпускать бутилированное подсолнечное масло под новым брэндом “Затея”. Цех рафинации и фасовки подсолнечного масла мощностью 6,5 млн бутылок в месяц обошелся компании в $22 млн. В ближайшее время “Астон” собирается установить вторую производственную линию стоимостью $6 млн, чтобы выпускать до 21 млн бутылок “Затеи” в месяц и занять к середине следующего года 3–4% российского рынка фасованного масла, а за три года увеличить свою долю до 20% и стать, по словам Вадима Викулова, гендиректора областного Агентства инвестиционного развития, третьим по величине игроком после Bunge и “Юга Руси”. Правда, по мнению руководителя масложирового направления компании “Русагро” Вячеслава Китайчика, чтобы потребитель начал узнавать “Затею”, “Астону” придется потратить еще не менее $4 млн на раскрутку брэнда, так как заявленных $2 млн агрохолдингу может не хватить, чтобы занять планируемые доли рынка.

Инвестициями в масло “Астон” не ограничился: совместно с “Юнимилком” (второй после “Вимм-Билль-Данна” производитель молочной продукции) агрохолдинг начал строительство молочного комбината стоимостью $50 млн. Комбинат рассчитан на переработку 600 т молока в сутки. Планируется, что его первая очередь будет запущена в конце 2006 г., а на полную мощность производство заработает к 2011 г. Кроме традиционных молочных продуктов комбинат будет выпускать детское питание, десерты, питьевые йогурты, обогащенные виды молока. После выхода на полную мощность предприятие намерено занять до 40% рынка молочных продуктов Южного федерального округа. Инвесторы уже сейчас озаботились созданием сырьевой базы: на территории предприятия “Прогресс-Агро” (Песчанокопский район) создается комплекс на 400 коров производительностью до 20 т молока в сутки. Инвестиции “Юнимилка” оцениваются в 400 000 евро.

Птичьи правила

Крупные инвестиционные проекты начались и в птицеводстве. Весной 2005 г. группа компаний “Оптифуд” (российский импортер мяса птицы) запустила мясоперерабатывающий комплекс на принадлежащей ей птицефабрике “Надежда” (г. Белая Калитва), а осенью начала реконструкцию на птицефабрике “Старостаничная” (Каменский район). Общий объем инвестиций оценивается в $25–30 млн. По словам руководителя компании Ивана Оболенцева, к концу следующего года “Оптифуд” будет производить на ростовских птицефабриках до 30 000 т мяса птицы в год (в 2005 г. – 8000 т) под собственной торговой маркой, которая сейчас “находится в стадии регистрации”. Не исключено, что в следующем году у компании появится еще одна производственная площадка в Ростовской области – “Оптифуд” ведет переговоры о покупке птицефабрики “Донская” в Семикаракорском районе. Но на фабрике пока не комментируют информацию о возможной продаже.

В этом году неожиданно возникли трудности у проекта компании “Евродон”, которая еще в 2004 г. приступила к строительству комплекса по выращиванию индеек. Первоначально проект оценивался в 31 млн евро (кредитную линию на эту сумму открыл Внешторгбанк), но из-за роста цен на стройматериалы, оборудование и тарифы на услуги ЖКХ его стоимость выросла на 24%, рассказала “Ведомостям” директор по маркетингу “Евродона” Нина Медкова. По ее словам, Внешторгбанк уже провел экспертизу документов, но решение о дополнительном финансировании пока не принято.

Медкова говорит, что уже готовы птичники и инкубатор, строится комбикормовый и мясоперерабатывающий заводы. Но сдвинулись и сроки выпуска готовой продукции. “Результаты маркетинговых исследований убедили нас, что февраль не лучший месяц для вывода на потребительский рынок нового мясного брэнда, поэтому первая продукция появится в апреле-мае следующего года”, – объясняет Медкова.

“Черкизово” на Дону

Ничем в этом году не завершились попытки увеличить присутствие на местном рынке мясопереработки одного из крупнейших федеральных игроков – московского мясокомбината “Черкизовский” (в Ростовской области ему принадлежит Сальский мясокомбинат). О намерении построить свинокомплекс на 100 000 голов стоимостью 150 млн евро летом этого года заявил глава группы “Черкизово” Игорь Бабаев. По словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Алексея Лысоченко, Бабаев предложил чиновникам заключить инвестиционное соглашение, которое обеспечит агрохолдингу гарантии на получение субсидированной процентной ставки по кредитам и налоговые льготы. Но пока такое соглашение не заключено. Как пояснили в обладминистрации, “предложение господина Бабаева находится в стадии обсуждения”.

Это было не первое предложение Бабаева областным властям. Весной 2005 г. “Черкизовский” объявил о планах направить до $70 млн на покупку донских птицефабрик и земель. Тогда Бабаев настаивал на безвозмездной передаче имущества и земельных участков, а область не могла принять таких условий. В итоге переговоры ни к ничему не привели.

В ожидании длинных денег

Эксперты называют инвестиции в агропромышленный комплекс Ростовской области перспективными. Этот рынок набирает обороты, особенно масложировая отрасль и птицеводство, считает гендиректор инвестиционной компании “Финам-Ростов” Артем Хачатрян. По его словам, в области есть все предпосылки для развития свиноводства и молочного животноводства, но сейчас такие проекты реализуются слабо. Аналитик маркетингового агентства “Альянс-Мажор” Алена Манацкова объясняет, что для развития животноводства “нужны более длинные деньги” и эта отрасль может быть интересна только крупным инвесторам. Многие проекты можно “локализовать значительно быстрее”, если снизить “цену входного билета” для инвесторов, считает Викулов из Агентства инвестиционного развития. Затраты на подключение к инженерным коммуникациям (электричество, газ, водоснабжение и водоотвод) при реализации новых проектов очень высокие, кроме того, стоимость существующих активов значительно переоценена, поясняет он. А по мнению президента агросоюза “Юг Руси” Сергея Кислова, стимулом для вложений в сельское хозяйство может стать отмена налога на прибыль для переработчиков собственного сырья.