ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА: Полезные уроки


Четыре поучительные новинки московского проката. Отечественный триллер не рекомендует посещать дачные кооперативы. Заокеанский советует сразу покоряться судьбе, иначе будет хуже. А пара семейных комедий предлагают свод правил для воспитания детей.

“Жесть” (Россия, режиссер – Денис Нейманд, в ролях: Алена Бабенко, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Игорь Лифанов, Вячеслав Разбегаев, Сергей Шакуров, Гоша Куценко) – триллер, характер которого достаточно точно описывает его название. Хорош этот фильм уже хотя бы тем, что старается, и по большей части успешно, быть неожиданным. Стремительное выбивание в течение 15 минут персонажей, которые могли бы тянуть сюжетную лямку до самого финала, – очень интригует. Отличной находкой можно считать основное место действия – заброшенный дачный кооператив, огромное пространство, мелко нарезанное на участки, усеянное заборами, теплицами, крошечными домиками и полуразрушенными сарайчиками. В этом жутком поселке, населенном разнообразными душегубами, скрывается маньяк-убийца, сбежавший из спецотделения психиатрической больницы. Искать его едет невозможно крутой следователь и журналистка (Бабенко), которой поручили сделать сенсационное интервью с маньяком. Оказавшись в поселке, она быстро понимает, что попала в какой-то чудовищный параллельный мир и выбраться оттуда будет непросто, как и выжить. Сценарий фильма написал Константин Мурзенко (“Мама не горюй”, “Упырь” и др.). Поставлен фильм режиссером-документалистом, дебютировавшим в игровом кино, Денисом Неймандом. Дебют вышел не без огрехов, но видно, что режиссер знает толк в жестокости. В общем, есть надежда, что у нас появился новый специалист по криминальным триллерам, менее идейный, чем Буслов, и более оригинальный, нежели Егор Кончаловский.

“Пункт назначения – 3” (США, Final Destination3, режиссер – Джеймс Уонг, в ролях: Мэри Элизабет Уинстед, Райан Мерриман, Алекс Джонсон, Крис Лемке) – продолжение фаталистического подросткового триллера об играх со смертью. В первой части группа школьников случайно не попала на самолет, который, между тем, рухнул. За счастливчиками начинает охотиться Смерть, невидимый, но самый важный персонаж фильма. Дети по очереди погибают в результате хитроумно подстроенных несчастных случаев. Во второй части происходило то же самое, но после чудесного спасения еще одной школьной компании во время автокатастрофы. Стоит ли напоминать, что и эта партия подростков была изведена за полтора часа самыми циничными способами. Теперь в качестве затравки нам предложено крушение аттракциона “американские горки”. Старшекласснице прямо перед посадкой мерещится, что все разобьются, и ей удается отговорить нескольких человек ехать. Потом все они в порядке очереди будут наказаны судьбой самыми зверскими способами. Один из незабываемых эпизодов – поджаривание двух блондинок в солярии. Нам предлагается усвоить простой урок, что, как не крутись, смерть – обязательный для всех “пункт назначения”. Срежиссирована третья часть Джеймсом Уонгом, который был автором первого фильма, а второй пропустил потому, что снимал боевик “Противостояние” с Джетом Ли. Но в Голливуде он прославился еще до “Пункта назначения”. Параноидальное пристрастие всюду искать системы и заговоры началась у Уонга во время работы над “Секретными материалами”, для которых он несколько лет писал сценарии.

“Моя ужасная няня” (США, Франция, Великобритания, Nanny McPhee, режиссер – Керк Джонс, в ролях: Колин Ферт, Эмма Томпсон, Келли Макдональд) – детская, даже очень детская комедия. В одном сюжете соединились “Золушка” и “Мэри Поппинс”, хотя фильм поставлен по другой сказке – “Няня Матильда”, написанной Кристианной Брэнд. Вдовец (Ферт) мается с семью отъявленными спиногрызами, которым не нравится ни одна нянька. Они спровадили из дома уже 17 домомучительниц. Семнадцатой они сказали, что съели своего младшего брата. И тут появляется няня Макфи. Просто как с неба свалилась. Она обещает преподать детям пять уроков, после чего с их дальнейшим воспитанием проблем не будет. Останется решить лишь одну – женить отца на красавице кухарке (Макдональд), чтобы всем было счастье, а злая богатая тетка снабдила большую семью средствами для пропитания. Эта прянично-конфетная педагогическая поэма в декорациях викторианской Англии рассчитана на совсем крошек максимум лет десяти. Для взрослых приготовлена лишь одна забава. Эмма Томпсон (няня Макфи), адаптировавшая книгу для кино, решила сыграть добрую фею. Но эту роль она приберегла для финала. А практически весь фильм актриса наряжена в толстую старуху с бородавками, сросшимися бровями, торчащим зубом и носом-картошкой. Запоминающийся образ.

“Твои, мои и наши” (США, Yours, Mine & Ours, режиссер – Раджа Госнелл, в ролях: Денис Куэйд и Рене Руссо) – еще одна многодетная семейная комедия. На этот раз римейк одноименного фильма 1968 г. Настоящее пособие по толерантности. Он – вдовец и военный моряк. Она – вдова и, судя по всему, дизайнер одежды. Когда-то они учились вместе и у них было что-то вроде романа. Теперь, встретившись вновь, поняли, что можно все начать сначала. И то, что у него восемь детей, а у нее – четверо своих и шестеро приемных, как им казалось, не помеха. Дети рассудили иначе и развернули друг против друга масштабные боевые действия. Две семьи были устроены прямо противоположным образом. В одной – военный порядок, правила и дисциплина. В другой – либерализм, бардак и творчество. Фильм 1968 г., говорят, был основан на реальных событиях. Тогда нужно было мирить консервативный семейный уклад и хипповский. Оказывается, и теперь тоже. Впрочем, больше это торжество корректности во всех проявлениях похоже на попытку показать символическое единство Америки, где все как одна семья: черные и белые, художники и солдаты, демократы и республиканцы. Режиссировал это чудо общественной педагогики Раджа Госнелл, известный как постановщик двух серий “Скуби-Ду”, третьей части “Один дома”, первой части “Дом большой мамочки”. Так что в своей весовой категории это режиссер образцовый. Изрядную тупость режиссерских задумок изо всех сил компенсируют Куэйд и Руссо. Оба выглядят молодцами.