Нефть и кока-кола


“$100 млрд за “Лукойл” – это очень много, – недоумевает аналитик ИК “Солид” Денис Борисов. – Это реально лишь в том случае, если стоимость барреля нефти достигнет $80, что крайне маловероятно”. А начальник центра анализа конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов и аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов и вовсе не советуют оценивать компанию, опираясь на слова Малвы. Последние пять лет акции “Лукойла” росли в среднем на 47,4% в год, подсчитала аналитик инвестиционно-брокерского центра Металлинвестбанка Анна Орлова, неудивительно, что Conoco отводит на покупку сумму, на 35% превышающую текущий уровень.

Как заявил в интервью “Ведомостям” гендиректор ConocoPhillips Джеймс Малва, его компания планирует до начала следующего года увеличить свой пакет акций “Лукойла” с 17% до 20%. Затраты на это Малва оценил в $2,5–3 млрд. Аналитики подсчитали, что это соответствует стоимости всей компании – $83–100 млрд, или $98–117 за акцию, что на 23–47% выше уровня текущих котировок. Если стоимость “Лукойла” действительно достигнет $100 млрд, то он может выйти на третье место по капитализации среди компаний из развивающихся стран после “Газпрома” и Samsung. По данным Finansial Times, в мире в 2005 г. более $100 млрд стоила 31 компания, а замыкавшая этот список Coca-Cola вчера оценивалась в $101,3 млрд.

C тех пор как осенью 2004 г. ConocoPhillips приобрела 7,59% акций “Лукойла” за $1,988 млрд, акции российской компании подорожали в 2,6 раза до $79,5. Только с начала этого года они взлетели на треть. Тем не менее аналитики не готовы поверить в то, что к концу года они вырастут еще на 23%, не говоря уже о 47%. Из девяти ведущих инвестбанков лишь “Тройка Диалог” считает $98 за акцию “Лукойла” справедливой оценкой. А, например, “Ренессанс Капитал” и “Атон” ориентируют своих клиентов на то, что нынешние котировки выше справедливой или целевой цены.

Скупка акций на рынке сама по себе не может вызвать серьезного роста цен, уверены аналитики. “Conoco делает ее очень аккуратно”, – говорит Борисов. “3%, или 25,5 млн, акций “Лукойла” превышает дневной оборот торгов АДР “Лукойла” на LSE почти в 13 раз, – говорит Орлова. – Но на рынке достаточно игроков, чтобы за год скупить этот пакет, не спровоцировав лишнего роста”. За полтора года Conoco скупила около 9% и никто не видел серьезных скачков, вызывающих недоуменных взглядов, напоминает вице-президент отдела продаж “Уралсиба” Александр Захаров. “Думаю, им удастся аккуратно купить оставшееся”, – говорит он.

Впрочем, довольно скоро “Лукойл” будет стоить $100 млрд, уверены аналитики. “Вероятно, это произойдет в течение пары лет и при условии удачных приобретений, роста размеров доказанных запасов или удачного сотрудничества с Conoco”, – считает Аниса Редман из Альфа-банка. Орлова оценивает вероятность роста стоимости компании на треть до конца года в 60%.

В “Лукойле” же оценку одного из своих крупнейших акционеров воспринимают более серьезно. Вице-президент и совладелец “Лукойла” Леонид Федун сказал “Ведомостям”, что, исходя из уровня прибыли, который компания покажет в этом году, можно сделать вывод о ее недооцененности рынком. Кроме того, осенью “Лукойл” планирует провести для инвесторов в США презентацию новых подходов к стратегии развития компании, которые могут существенно изменить ориентиры при оценке ее стоимости, добавляет Федун. Так что к концу года капитализация компании вполне может соответствовать цифрам, озвученным Малвой. “Если коррекция на фондовом рынке закончится, тема взаимопроникновения компаний будет поддержана всеми странами G8 во время дискуссии о глобальной энергобезопасности и появятся новые проекты с Conoco, то с учетом спроса, который задают американцы, стоимость “Лукойла” может дойти до $100 млрд уже в этом году”, – считает член совета директоров “Лукойла” Александр Шохин, напоминая, как несколько лет назад никто не верил в оценку $40 млрд и в то, что эту планку удастся преодолеть быстро, “однако промчались мимо нее, даже не заметив”.