“Мы хотим быть более агрессивными”


БАЗЕЛЬ – Генеральный директор компании Bulgari Франческо Трапани гнет свою линию: отказываясь следовать моде на поглощения, охватившей рынок товаров класса люкс, он продолжает экспансию бренда Bulgari на новые рынки. Следом за парфюмерией, часами, очками пришла очередь отелей под знаменитой ювелирной маркой – Bulgari Hotel & Resorts. Новый проект Трапани – сеть фирменных бутиков, которые будут торговать только аксессуарами Bulgari: первые два уже открылись в Японии, следом должны появиться еще восемь, в том числе в Милане, Флоренции, Шанхае и Бангкоке.

От мультипродуктовых магазинов Трапани отказываться тоже не собирается, более того, он вкладывает миллионы в их перестройку. В будущем году лавры крупнейшего магазина этой сети в мире получит токийский – после того как в районе Гиндза возникнет 10-этажная башня Bulgari. Япония – один из важнейших рынков сбыта для компании. Второй после миланского отель Bulgari Hotel & Resorts должен появиться в Индонезии, на Бали – как раз с прицелом на японцев.

Но правнук основателя Bulgari не замыкается исключительно на продажах – он строит вертикально-интегрированный холдинг. Для часового подразделения Bulgari – оно уже дает группе 29% доходов, уступая по этому показателю лишь ювелирному бизнесу, – Трапани в прошлом году купил две швейцарские фабрики: по выпуску циферблатов Cadrans Design и браслетов Prestige d’Or. Осталось приобрести производителя часовых механизмов, и Bulgari сможет называть себя “швейцарской часовой мануфактурой”.

А чтобы получать бриллианты по приемлемым ценам, Трапани создал совместное предприятие со Львом Леваевым – крупнейшим огранщиком алмазов в мире. Соглашение о создании СП итальянский и израильский бизнесмены подписывали в Москве. За два года, прошедших с момента подписания договора, отношение Трапани к России изменилось: если в 2004 г. в интервью “Ведомостям” он говорил, что Bulgari достаточно двух бутиков в России, то в 2006 г. заявляет о желании быть более агрессивным в нашей стране. Именно с обсуждения бизнеса в России начинается наш разговор с Франческо Трапани в павильоне Bulgari на часовом и ювелирном салоне BaselWorld 2006.

– Насколько важен российский рынок для Bulgari?

– Очень важен. Не только российский рынок, но и русские покупатели, потому что россияне много путешествуют и много покупают в наших бутиках за пределами России.

– У вас есть оценки, какая доля в ваших продажах в Италии приходится на долю покупателей из России?

– Конечно, есть – мы тщательно отслеживаем географию наших клиентов. Но цифры никогда не разглашаем.

– Российские силовые структуры в этом году серьезно взялись за импортеров дорогих часов и ювелирных изделий. В ряде компаний прошли проверки и обыски, в результате чего некоторым фирмам даже пришлось приостановить свою деятельность. Вы почувствовали на себе последствия этого – ваши поставки в Россию сократились?

– Мы не ведем прямого бизнеса в России. У нас есть два российских партнера: один занимается брендом Bulgari, другой [часовыми брендами] Daniel Roth и Gerald Genta. Да, есть некоторые признаки, что им стало сложнее вести дела, но до сих пор никакого негативного влияния на наш бизнес это не оказало. Все идет достаточно хорошо.

– Каковы среднесрочные планы Bulgari в России? Вы откроете свою компанию или будете продолжать работать через партнеров?

– У нас очень сильные партнеры в России, и у нас с ними очень хорошие отношения. В то же время ситуация в вашей стране остается достаточно сложной для нашего понимания. Так что мы продолжим сотрудничество с нашими партнерами. Но мы хотим быть более агрессивными: мы чувствуем, что бизнес может развиваться быстрее.

– А как развивается ваша совместная компания с Львом Леваевым – LB Diamonds & Jewellery?

– Очень хорошо! Мы счастливы, что все так получилось: мы можем покупать практически все, что нам нужно, отличного качества по отличной цене.

– Новые бутики Bulgari будут один другого больше. В Милане торговые площади составят 400 кв. м, в Токио – и вовсе 1000 кв. м. Когда они откроются?

– Сейчас у нас в работе три крупных проекта. Наш бутик в Милане, на via Monte Napoleone, мы планируем открыть в мае. Два других должны быть закончены в 2007 г. В 10-этажной башне Bulgari в Токио, в районе Гиндза, будут не только магазины, но и рестораны, бары, сад на крыше. Там же разместится штаб-квартира Bulgari Japan. Весь дизайн этого здания мы разрабатывали сами. Мы также полностью перестраиваем два наших нью-йоркских магазина. С сентября 2007 г., когда эти магазины откроются, мы будем представлены в Нью-Йорке на совершенно ином уровне.

– Bulgari в прошлом году купила две компании, выпускающие циферблаты и металлические браслеты. Этого достаточно, чтобы успешно вести часовой бизнес, или вам нужен еще и производитель часовых механизмов?

– Сегодня мы уже очень хорошо выстроенная вертикальная компания. Единственное, чего не хватает Bulgari в часовом бизнесе, – собственной часовой мануфактуры, которая может самостоятельно выпускать сложные часовые механизмы. Пока мы покупаем их на стороне (у компании ETA, подразделения Swatch Group. – “Ведомости”), но когда-нибудь хотим начать устанавливать в наши часы наши собственные механизмы.

– Может, Bulgari придется это сделать к 2010 г., когда Swatch Group прекратит поставки деталей часовых механизмов другим производителям часов?

– Но для нас ничего не изменится. Смотрите, что произойдет. Сегодня у вас есть альтернатива: купить у Swatch Group уже собранный механизм или набор деталей, из которых вы самостоятельно можете собрать часовой механизм. Swatch Group объявила, что с 2010 г. она прекратит поставки несобранных часовых механизмов другим компаниям. То есть с 2010 г. вы лишитесь этой альтернативы и сможете покупать у Swatch Group только собранные механизмы. ETA нужна другим производителям часов, но и другие производители тоже нужны ЕТА. Она выпускает механизмы не только для брендов Swatch Group, но и для других компаний. Без сторонних покупателей мощности ETA останутся недозагруженными.

– В прошлом году продажи часов под маркой Bulgari росли не столь быстро, как продажи ювелирных украшений или аксессуаров. Что случилось?

– Действительно, продажи часов выросли приблизительно на 5%. Дело в том, что мы серьезно изменили схему дистрибуции наших часов. Если посмотреть на структуру продаж, то вы увидите, что продажи часов в наших бутиках серьезно выросли, в то время как оптовые продажи сократились – из-за того что мы сократили число ритейлеров.

– Первый отель Bulgari в 2006 г. должен выйти в ноль – спустя всего два с половиной года после открытия. Значит ли это, что скоро появятся новые отели Bulgari?

– Мы считаем, что проект очень успешен. Мы открыли первый отель Bulgari в Милане, а этим летом откроем наш первый курорт на Бали.

– По вашему мнению, почему время от времени возникают слухи, что Bulgari может быть продана? В январе вдруг заговорили о том, что Bulgari может быть куплена LVMH, в июне 2005 г. говорили, что это может быть Richemont Group.

– Потому что для такой группы, как LVMH, покупка такой компании, как наша, имеет смысл. LVMH пытается увеличить свое присутствие в секторе часов и ювелирных изделий, где она пока представлена слабо. Поэтому и возникают подобного рода спекуляции.

– Это только спекуляции или под этими слухами есть какая-то реальная почва?

– Ничего реального.

– Организованный вами инвестфонд Opera собрал четверть миллиарда евро. Четыре года назад вы рассказывали нашей газете, что фонд будет инвестировать в итальянские компании средних размеров. Какие новые проекты он затевает?

– Это венчурный фонд, мы купили шесть молодых компаний, одну уже продали, в этом году продадим, возможно, еще одну-две. Но первую компанию – производителя яхт – мы продали не за наличные, а за акции, она стала частью более крупного производителя яхт. Мы получили свою долю в уставном капитале новой компании и теперь будем ждать ее листинга – возможно, в следующем году.