ЦИФРА НЕДЕЛИ: 450 000. Рецепт от Гона


В недавнем интервью “Ведомостям” президент компаний Renault и Nissan Карлос Гон заявил, что не видит себя в роли руководителя “АвтоВАЗа”. Но, как выясняется, сам “АвтоВАЗ” Гон не прочь видеть в составе французско-японского альянса: Renault вступил в переговоры с “АвтоВАЗом” о создании СП, которое будет производить 450 000 автомобилей в год – моделей на базе Renault Logan и вазовских разработок. Единственное условие Гона – поддержка этого проекта Кремлем.

Не зная условий возможной сделки и, более того, состоится ли она вообще, тем не менее решусь заявить, что как идея она выглядит прекрасно.

Прекрасно для бюджета и нас, налогоплательщиков. Если государство одобрит сделку с французами, то, очевидно, не будет инвестировать в завод уже озвученные $4–5 млрд и, хочется верить, найдет бюджетным деньгам более эффективное применение.

Прекрасно для Тольятти. Если на “АвтоВАЗ” придет Renault, сокращения на заводе, конечно, будут, но сам завод и, стало быть, миллионный город выживут.

Наконец, прекрасно для государства и его будущего. Renault придет на “АвтоВАЗ” с современными технологиями (а Logan, что бы ни говорили, – это все-таки современный, надежный и безопасный, хоть и недорогой автомобиль). Это значит, что погибших и травмированных в ДТП на наших дорогах станет намного меньше.

Топ-менеджеры альянса никогда не скрывали, что сотрудничество с местными производителями для них гораздо привлекательнее строительства заводов с нуля. Про то, как 30 специалистов Renault помогли “встряхнуть” Nissan и за два года вернуться к прибыльности, уже написаны книги. А ведь у французов и японцев вряд ли больше общего, чем у французов и русских. Теперь уже сам Nissan создает многомиллиардное CП с одним из крупнейших государственных автоконцернов Китая – Dongfeng. И правительство Китая одобряет эту сделку – хотя не собирается прощать Японию за преступления Второй мировой войны. И СП работает и развивается – хотя с китайской стороны, говорят, там есть даже парторг.

Наконец, Карлос Гон и его команда – самые эффективные финансовые менеджеры в современном автопроме. А с затратами и оптимизацией процессов на “АвтоВАЗе” надо разбираться основательно.

Что на противоположной чаше весов, почему против возможной сделки стоит возражать?

Во-первых, ура-патриотизм: негоже “мировой державе” лишаться национального автопрома. Помнят ли патриоты, что автопром в СССР создавали американцы и итальянцы? А Renault, уверен, и не будет настаивать на получении контроля над “АвтоВАЗом”, как не стал этого делать в случае с Nissan – чтобы не ущемлять “национальное достоинство” японцев.

Во-вторых, личные интересы русской стороны: зачем вкалывать с французами, когда можно самостоятельно “осваивать” бюджетные миллиарды?

В-третьих, “интересы потребителей” – не получит ли Renault-Nissan в России доминирующую долю рынка? Думаю, что не получит: конкуренты – другие глобальные автоконцерны, строящие свои заводы в России, – не позволят.

Но к чьим аргументам прислушаются в Кремле?