Рынок труда в Нижнем Новгороде: Ушли к федералам


В опросе, проведенном в течение лета 2006 г. в Нижнем Новгороде и представленном в начале октября на семинаре нижегородского филиала клуба “Территория персонала”, приняли участие 240 респондентов в возрасте от 23 до 40 лет. 62% опрошенных – мужчины, 38% – женщины. Все респонденты к моменту заполнения анкет обладали опытом профессиональной деятельности и имели высшее образование.

Новые работодатели

Московские и западные фирмы набирали специалистов в Нижнем разными способами. Auchan, OBI, Raiffeisenbank пользовались услугами рекрутинговых агентств. Столичная сеть дискаунтов “Копейка” переняла часть штата (около 1000 человек) у компании “Альянс”, купив у нее часть активов, и за год поменяла примерно половину рабочего персонала, набрав людей “с улицы”, рассказал один из топ-менеджеров “Копейки”. ГК “ПИК” заполучила штат (более 50 человек) приобретенной нижегородской строительной компании “Стройинвестрегион”. А компания IKEA проводила в городе ярмарку вакансий. В ходе нее было набрано около 350 человек, рассказала пиар-менеджер розничной сети IKEA в России Алла Забродская. Для IKEA важен был не столько опыт работы, сколько личностные характеристики, отметила Забродская, добавив, что компания привлекает работников профессиональным ростом, в частности возможностью обучения, на которое отводится до 20% рабочего времени сотрудника.

Согласно исследованию “Территории персонала”, большинство (93%) специалистов покидают компанию из-за “слабой кадровой политики” прежнего работодателя. “В нижегородских компаниях, в отличие от столичных и западных, плохо налажена система обучения кадров и нет возможности найти достойного применения способностям и талантам”, – пояснила председатель медиаклуба “Территория персонала” Людмила Ларионова. А гендиректор нижегородского филиала компании “Анкор” Марина Артемьева добавляет, что соискателям также важен хороший соцпакет и белая зарплата. Этот критерий – второй по значимости (68% респондентов) согласно опросу. По оценке руководителя отдела рекрутинга кадрово-консультационного центра “Эгида” Натальи Зорькиной, в московских и западных компаниях уровень зарплат на 60–70% выше нижегородских. Процент утечки кадров в нижегородских компаниях в два раза выше, чем в московских и иностранных филиалах и представительствах: 13–14% против 7–8%, говорит исполнительный директор рекрутинговой компании “Соло-ХР” Дмитрий Кальманович.

“Если невеста уходит к другому...”

Гендиректор нижегородской компании “Мясновъ” Владлен Альтшуллер рассказал, что его линейный персонал переманивали высокой зарплатой. Он отказался сообщить, сколько в итоге из его компании ушло сотрудников и куда, отметив, что в торговом ритейле текучесть кадров очень велика и рабочий состав меняется практически ежемесячно. А директор ТД “Народный” Василий Пушкин добавляет, что персонал его компании поменялся примерно на 50%. “Но я действую по принципу: если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло”, – говорит Пушкин и отмечает, что из топ-менеджеров за последний год москвичам не удалось переманить ни одного человека. Гендиректор ГК ВКТ (штат около 1500 человек) Алексей Зудин считает проблему с кадрами актуальной, но отмечает, что большого оттока сотрудников из его компании пока не наблюдается.

Тем не менее нижегородские работодатели активно готовятся к хедхантингу своих сотрудников и развивают систему материальной и нематериальной мотивации. Недавно ТД “Народный” повысил зарплату торговым сотрудникам на 20%, говорит Пушкин. Для удержания кадров нижегородская компания “Днепрстальсервис” повышает денежное вознаграждение, которое растет от процента продаж и доходит до отметки 10% к 90%, рассказала руководитель отдела персонала компании Ольга Курина и подчеркнула, что акцент делается и на нематериальное поощрение (обучение, создание условий для отдыха).

В течение 2007 г. число представительств московских и иностранных компаний в регионе вырастет как минимум вдвое, а их присутствие на нижегородском рынке (включая приобретенные активы предприятий) достигнет 40%, прогнозирует Кальманович из “Соло-ХР”. “Чтобы сохранить работника, необходимо обеспечить приемлемый уровень оплаты труда и обучения, дать возможность сделать успешную карьеру”, – говорит замначальника областного управления Федеральной государственной службы занятости населения Лев Болнов. Но устанавливать зарплаты на уровне московских в ближайшее время способен только крупный местный бизнес, считает директор консалтинговой группы “Релайб” Валентина Соболева, а малому и среднему бизнесу будет все тяжелее выдерживать конкуренцию столичных и западных фирм на рынке труда.