Приманка для инвестора


“Путеводитель” издан на деньги членов Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), в который входят крупнейшие иностранные компании, работающие в России. Пока тираж пилотный, затем будет напечатано 1000–1500 экземпляров, а потом и еще, если спрос будет, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Светлана Ганеева. Это не массовый продукт, книжка будет лежать в посольствах и торгпредствах и раздаваться на выставках и форумах. Целевая аудитория – руководители крупных международных компаний, которые пока не работают в России, говорит партнер Ernst & Young Александр Ивлев.

Во вступительной статье министр экономразвития Герман Греф уверяет, что иностранные СМИ искажают имидж России: “Это страна цивилизованного, а не дикого предпринимательства. Все разговоры, что Россия <...> начала отступать от принципов и ценностей демократии, свободного рынка и прав собственности, беспочвенны”. По данным компании “Михайлов и партнеры”, за последний год в западных СМИ только 11% публикаций, касавшихся России, были положительными (в 2005 г. – всего 7%). Путеводитель должен изменить негативные ощущения инвесторов: в нем говорится о макроэкономической стабильности России и инвестиционной ориентированности государства. Уважаемые люди вроде президента ЕБРР Жана Лемьера и председателя правления “Ренессанс Капитала” Стивена Дженнингса хвастают, сколько они вложили и сколько получили в России. Раскрыты структура органов власти, финансовая, налоговая и таможенная системы, трудовые и миграционные законы, а также законы об интеллектуальной собственности и правах инвесторов. Говорится и о том, как получить визу, где находятся аэропорты и вокзалы, как вызвать милицию. “Никто не пытается скрывать, что риски высоки, но они компенсируются великолепными инвестиционными возможностями, – сказано в эпилоге. – Добро пожаловать в Россию!”

Это хороший справочный материал, но напрямую на имидж он не работает, сожалеет президент компании “Михайлов и партнеры” Юлиана Слащева. Россия периодически занимается пиаром отдельных проектов, например саммита “восьмерки”, но нужна комплексная программа мер по улучшению имиджа. Управляющий директор West Bridge Consulting Мартин Смит полагает, что для крупных компаний вроде BP или Shell путеводитель бесполезен: они сами выяснят все, что нужно. Но издание может привлечь внимание небольших компаний, которые имеют минимальный доступ к информации. Такой стратегии придерживались Ирландия, Испания, Чехия и Словакия – и добились прироста инвестиций, рассказывает он. “Смена имиджа – долгосрочная задача”, – предупреждает Смит. Нужно несколько лет снабжать инвесторов положительной информацией о стране, при этом одна громкая история, например прекращение “Газпромом” поставок газа на Украину, может все испортить. Маслов приводит другой пример: “Летел вчера в Москву, в самолете иностранцев попросили заполнить миграционные карточки, но на всех не хватило, и они были только на русском языке. Что подумали потенциальные инвесторы?”