Невыгодные, но популярные


“Больше всего телефонов в кредит берут в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре”, – рассказывает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. А представители дистрибуторских компаний отмечают, что жители регионов приобретают трубки в кредит даже чаще, чем москвичи. Например, у Dixis доля телефонов, продающихся в кредит, в Москве не превышает 5%, а в Красноярском крае доходит до 30%. У “Связного” в Москве в кредит продается 10% телефонов, а средний показатель по салонам этой сети – 20%. В этом году, по словам Деева, средняя цена кредитного телефона составит более $260, что на 36–37% выше средней стоимости трубки, которую оплачивают сразу.

По словам руководителя отдела по связям с общественностью “Связного” Елены Ноготковой, телефоны в кредит предпочитают брать молодежь и люди с невысоким уровнем дохода. А руководитель отдела по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева добавляет, что кредитом пользуются и покупатели со средним уровнем дохода, имеющие возможность приобрести дорогую модель телефона. “Но они предпочитают не сразу оплачивать всю сумму, а отдавать по частям”, – поясняет Москалева.

По оценке Деева, в 2007 г. рынок кредитных телефонов продолжит расти, в денежном выражении по отношению к 2006 г. он увеличится примерно на 30–45%. “Кредитование – один из драйверов роста рынка сотовых трубок ”, – говорит Деев. “Потребительское кредитование стало катализатором развития рынка мобильных телефонов на определенном этапе развития: продажи активно росли несколько лет подряд”, – согласен пресс-секретарь сети салонов мобильной связи Divizion Очир Манджиков.

Главный минус покупки трубки в кредит – высокая эффективная ставка кредитования, которая в большинстве случаев превышает 30% годовых, а в некоторых кредитных программах достигает 55–60% годовых, говорит Деев. Представитель пресс-службы банка Home Credit, одного из крупнейших участников российского рынка потребительского кредитования, объясняет это тем, что мобильные телефоны – товар с высокими кредитными рисками. Телефоны невелики по размеру и очень ликвидны, говорит он. В портфеле проблемных потребительских кредитов агентства “Секвойя Кредит Консолидейшн”, выкупающего проблемные долги банков, 32% займов были выданы как раз на покупку мобильников, 20% – ноутбуков и оргтехники, 13% – бытовой техники. В будущем кредитная ставка может быть незначительно снижена, но для этого банк должен быть уверен в заемщике, говорит представитель Home Credit. Например, банк может предложить более низкую процентную ставку постоянному клиенту или покупателю с хорошей кредитной историей.

Покупателю невыгодно брать телефон в кредит еще и потому, что сотовые трубки быстро устаревают: за первые шесть месяцев продаж их стоимость снижается на 15–30%, продолжает Деев. В результате к моменту погашения стандартного полугодового потребительского кредита покупатель выплачивает 120–130% от первоначальной стоимости телефона, а розничная цена модели, которую он приобрел в кредит, уже составляет всего 70–85% от первоначальной. “Популярность кредитных трубок очень проста: для многих покупателей представляет интерес именно новая модель телефона, а через несколько месяцев эта же модель будет не столь привлекательна”, – объясняет Ноготкова. “Российские потребители не привыкли ждать, они хотят дорогие новинки чуть ли не в самый первый день продаж”, – соглашается Манджиков. А пресс-секретарь “Евросети” Татьяна Гуляева добавляет, что часть покупателей берут кредитные телефоны в подарок. Кроме того, по словам Москалевой, очень многие потребители просто не обращают внимания на процентные ставки банков.