Рост с отрезвлением


Но иностранных покупателей банковских активов это не отпугнуло. Например, Промсвязьбанк породнился с Commerzbank, владельцы Росбанка отказались от IPO в пользу Societe Generale, акционеры Оргрэсбанка не смогли отказаться от предложения Nordea, а владельцы Инвестсбербанка – венгерской банковской группы OTP. Австрийская группа Raiffeisen стала владельцем Импэксбанка, а “Возрождение”, Банк Москвы, Пробизнесбанк и другие продали акции портфельным инвесторам.

Еще одна тенденция – создание или покупка страховщиками управляющих компаний (УК). До сих пор своя УК была лишь у “Росно” (“Альянс Росно Управление активами”) и “РЕСО-Гарантии” (“АМК Финанс”), а в этом году “Согаз” купил “Лидера”, управляющего резервами “Газфонда”. Планирует создать собственную управляющую компанию “Ингосстрах”, а также совладелец “Ренессанс Страхования” и ИГ “Спутник” Борис Йордан, желающий привлечь с рынка за три года около $2 млрд.

Фондовые перипетии

Помешать росту российского фондового рынка не смогла даже прокатившаяся по всему миру волна коррекции (см. статьи на стр. Б1 и Б5). В начале года свершилась либерализация торгов акциями “Газпрома”. Этот год стал годом расцвета срочного рынка в России – средний объем торгов на FORTS составляет $500 млн в день. Фьючерс на индекс РТС занимает уже 4-е место по ликвидности даже с учетом “голубых фишек”. Настоящий бум переживает индустрия коллективных инвестиций – ежемесячный прирост средств в ПИФах измеряется миллиардами рублей.

Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) этого мало. Она запретила эмитентам размещать за рубежом более 70% бумаг и упростила процедуру IPO в России. В ноябре руководитель службы Олег Вьюгин заявил, что в 2007 г. российским компаниям при IPO придется размещать 50% выпуска внутри страны. Если в начале года, подсчитали в “Ренессанс Капитале”, на Россию приходилась половина сделок с акциями местных компаний, то к концу – уже две трети.

В мае начало действовать новое положение по маржинальной торговле, ограничивающее брокеров в предоставлении кредитного плеча. ФСФР по нему приостанавливала операции у двух компаний.

Кроме того, ФСФР разработала проекты закона об инсайде и центральном депозитарии. Манипулирование рынком должно караться штрафом до 1 млн руб. и уголовной ответственностью до семи лет. А центральных депозитариев может быть несколько. На эту роль претендуют ДКК и НДЦ.

Развернулась экспансия иностранных инвестбанков. Завершилась сделка по приобретению Deutsche Bank Объединенной финансовой группы. Goldman Sachs получил сначала дилерскую, а потом и брокерскую лицензии ФСФР. Итальянская группа UniCredit объявила о покупке 100% “Атон-Брокера” за $424 млн, о выборе иностранного партнера раздумывает и “Тройка Диалог”.

Банковские страсти

“Наша банковская система растет темпами, превышающими аналогичные показатели всех других стран”, – бравировал на днях перед президентом министр финансов Алексей Кудрин. Активы всей банковской системы приросли в этом году на 37% до 13,4 трлн руб., отметил Кудрин. И добавил, что, несмотря на то что таких темпов роста банковская система уже достигала, по абсолютному приросту это абсолютный рекорд.

Главной же потерей года стало убийство первого зампреда Центробанка Андрея Козлова (см. статью на стр. А2). Закончив отбор в систему, ЦБ начал кампанию против банков, занимающихся обналичиванием и отмыванием денег. Ее олицетворением и был Козлов. Если в 2005 г. за нарушение закона о противодействии легализации преступных доходов лишились лицензий 14 банков, то в этом году их количество почти утроилось.

В начале декабря генпрокурор Юрий Чайка заявил, что дело об убийстве Козлова раскрыто. Арестовано несколько участников преступления, но заказчика так и не удалось найти. Пост главы комитета банковского надзора ЦБ занял Геннадий Меликьян.

Впрочем, Меликьян и Кудрин пока спокойны за отечественных банкиров. По мнению последнего, в ближайшие 5–7 лет доля иностранцев не превысит и трети.

Страховые заботы

Покончив со схемными операциями в страховании жизни, Федеральная служба страхового надзора (ФССН) принялась очищать страхование финансовых рисков и перестрахование. Кроме того, чиновники выявили, что более половины имеют проблемы с платежеспособностью и финансовой устойчивостью, а практически каждая пятая компания убыточна. “Хотя бы один настораживающий показатель есть у 98% компаний”, – заявил шеф службы Илья Ломакин-Румянцев.

В ноябре были приняты поправки в закон об ОСАГО. И теперь, чтобы претендовать на скидку, нужно, чтобы не было страховых случаев ни с автомобилем, ни с одним из допущенных к управлению им водителей – на любой машине. Но даже если аварий не было, доказать страховщику право на бонус практически невозможно.

В этом году на национальный рынок вышли такие монстры, как Aviva, ING, Munich Re, Royal & Sun Alliance Insurance Group и др. В следующем году к ним, вероятно, присоединится Ceska Pojistovna, ведущая переговоры о покупке “Насты”.

Несколько страховщиков объявили в 2006 г. о готовности разместить акции на бирже. “Ингосстрах” – самая подготовленная [к IPO]”, – говорил в интервью “Ведомостям” гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев. “Росно” готова выйти на биржу хоть сейчас”, – отмечал гендиректор “Росно” Леван Васадзе. Но первым российским страховщиком в публичную компанию превратится, похоже, “РЕСО-Гарантия”, планирующая в мае-июне разместить 15–25% акций.