Дирижерский театр


Владимир Федосеев – оперный дирижер без оперного театра. По крайней мере, таково положение дел для тех из нас, кто живет в России. У нас есть оперные дирижеры c театрами: в Петербурге –Валерий Гергиев, в Москве – Александр Ведерников, в Новосибирске – Теодор Курентзис. А место Федосеева в нашем восприятии – Большой зал консерватории, где из сезона в сезон идут его Общедоступные абонементы. В театры Федосеева не зовут или плохо зовут. Кроме того, в России он хочет дирижировать не чужими оркестрами, а своим БСО – Большим симфоническим оркестром им. Чайковского.

В Европе, в отличие от нас, Федосеева как оперного дирижера хорошо знают. Он работал и в «Ла Скала», и в Венской «Штаатсопер», а на фестивале в австрийском Брегенце или в Цюрихской опере его премьеры выходят регулярно.

Но там другая проблема – современная европейская оперная режиссура, к которой Владимир Иванович питает мало симпатий. Он даже, как сам признается, иногда старается не смотреть на сцену – до такой степени режиссеры умудряются переиначивать его любимые оперы. Так случилось в Цюрихе и с «Царской невестой» Римского-Корсакова, где, в частности, возник эпизод натурального медосмотра многочисленных кандидаток в супруги царя Иоанна Грозного.

Исправить ситуацию решилась Московская филармония. С недавних пор там ввели весьма удобный формат – полутеатральные постановки опер на сцене Концертного зала им. Чайковского. Партер освобождают от стульев, туда садится оркестр – а на сцене играют оперу. Таким образом Валерий Гергиев уже представлял в Москве «Пиковую даму» и «Тристана и Изольду», Геннадий Рождественский – оперу Эдисона Денисова «Четыре девушки». Владимир Федосеев представит «Царскую невесту».

Без режиссера, конечно, не обойтись даже в таком формате, но режиссер будет, так сказать, ручной –молодой Иван Поповски, которого рекомендовал его наставник Петр Фоменко. На постановку спектакля филармония обычно отводит сутки, и он идет всего один раз.

Так что событие грядет действительно исключительное. В том числе и потому, что страстную Любашу споет первое меццо-сопрано планеты Ольга Бородина. Покорительница сцен Нью-Йорка и Зальцбурга, она знает, что петь Римского-Корсакова с Федосеевым и БСО – счастливая возможность для певца любого ранга. А еще в компании будет болгарский баритон Владимир Стоянов – он пел у Федосеева в Цюрихе, и его опричник Грязной снискал там лавры главного героя. Украсит состав и недавнее московское открытие – молодая певица Ирина Дубровская, которая споет красивую и проникновенную партию царской невесты Марфы, чья судьба оказалась такой грустной.

19 февраля, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53