“АвтоВАЗ” вернут стране


Вчера ФГУП “Рособоронэкспорт” и его консультант “Тройка Диалог” официально подтвердили, что уже выбрали схему ликвидации перекрестной собственности акций “АвтоВАЗа”. ФГУП и Troika Сapital Рartners приобрели на паритетных началах пакет акций “АвтоВАЗа” и его “дочек”, который максимум через полтора года позволит им стать владельцами 75% плюс 1 голосующая акция автоконцерна, сообщили они в совместном пресс-релизе. Это произойдет после того, как “дочки” “АвтоВАЗа”, владеющие сейчас 66,5% его обыкновенных акций, будут присоединены к “АвтоВАЗу” и большая часть этого пакета будет погашена. По словам руководителя инвестиционно-банковского департамента “Тройки Диалог” Дмитрия Кушаева, пока планируется, что эта участь постигнет примерно 55% обыкновенных бумаг “АвтоВАЗа”; часть непогашенных акций выкупят партнеры.

Еще в прошлом году “Тройка” и ФГУП купили почти всю 40%-ную долю миноритариев в ЦО “АФК”, замечает Кушаев. А вот в AVVA партнерам удалось собрать лишь около 4%. Еще порядка 10% находятся на счете неустановленных лиц и зарезервированы для обмена на свидетельства о депонировании акций, напоминает Кушаев (см. врез). Выкупленные доли ЦО “АФК” и AVVA дают партнерам эффективный контроль примерно над 12% акций “АвтоВАЗа”.

Более 20% акций “АвтоВАЗа” “Тройка” и ФГУП скупили напрямую, говорит Кушаев. Причем 8,41% приобретены в марте у Внешэкономбанка, добавляет источник, близкий к “Тройке” (Кушаев и представители ВЭБа это не комментируют).

Покупка всех бумаг осуществлялась на заемные средства, утверждается в пресс-релизе. Кушаев добавляет, что кредиты привлекались у пула западных и российских банков под залог выкупаемых акций. Их срок составляет не менее полутора лет, а условия привлечения Кушаев называет рыночными. Всего, по его словам, на акции “АвтоВАЗа” и его дочерних компаний потрачено около $700 млн.

Чтобы получить эффективный контроль над компанией, “Тройке” и ФГУПу придется потратиться еще, отмечает аналитик банка “Уралсиб” Кирилл Чуйко, ведь надо будет выкупить 11,5% непогашенных казначейских акций. Он посчитал, что “Рособоронэкспорт” потратит на них $300–350 млн, которые достанутся “АвтоВАЗу”.

Кроме этих инвестиций “АвтоВАЗ” получит реальную возможность привлечь стратегического инвестора, говорит консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. Президент группы “АвтоВАЗ” Владимир Артяков также не исключает такую возможность. По мнению Бончева, таким стратегом может стать Renault, General Motors или любая другая крупная автомобильная корпорация, заинтересованная в увеличении своей доли на российском рынке. Другой вариант развития событий – выход на IPO, считает Бончев, ведь после раскольцовки интерес инвесторов к компании возрастет.

Вчера этот интерес уже вырос на 12% – настолько после сообщения о ликвидации перекрестного владения выросла в РТС капитализация автоконцерна, составив $3,06 млрд.