Базовый застройщик

Д. Гришкин

Структуры Олега Дерипаски ведут переговоры о покупке “Корпорации “Трансстрой”, рассказали “Ведомостям” несколько участников рынка. Сотрудник одного из подразделений “Трансстроя” подтвердил факт переговоров. По информации источника в столичном стройкомплексе, Дерипаска станет владельцем 50% долей группы компаний “Трансстрой”. А крупный строитель, конкурирующий с “Трансстроем”, говорит, что сумма сделки может составить $400 млн – именно такую цифру обсуждали топ-менеджеры корпорации.

Представитель “Корпорации “Трансстрой” указывает, что на 6 июля намечено внеочередное собрание ее акционеров. Как следует из официального сообщения компании, на нем будут досрочно прекращены полномочия членов совета директоров, утвержденного совсем недавно – 27 апреля, и избран новый совет.

В приемной президента группы компаний “Трансстрой” Владимира Брежнева с ним не соединили, направив за комментариями к его заместителям. Они оказались “не готовы обсуждать эту ситуацию”, как и президент “Корпорации “Трансстрой” Вячеслав Климов.

Заместитель директора по связям с общественностью компании “Базэл” Константин Панин не стал отрицать факта переговоров с “Трансстроем”, но отказался сообщать какие-либо детали, ссылаясь на договоренности о конфиденциальности. “Как и объявленные ранее сделки по вхождению в акционерный капитал Strabag и Hochtief, партнерство с “Трансстроем” позволит нам осуществлять самые передовые проекты по развитию инфраструктуры в России”, – сказал Панин.

Андрей Закревский, старший вице-президент компании Knight Frank, считает, что в первую очередь “Трансстрой” ценен своим опытом. “У компании здесь практически нет конкурентов”, – говорит он.

“Трансстрой” – одна из самых крупных строительных организаций России. Журнал Forbes поставил ее на 28-е место в рейтинге 200 крупнейших частных компаний России по объему выручки за 2005 г. – $1,3 млрд. “Трансстрой” – давний партнер столичной мэрии: он был генподрядчиком строительства МКАД, построил первую в России монорельсовую дорогу, часть Лефортовского тоннеля. В работе первый участок кольцевой автодороги и морской пассажирский терминал в Санкт-Петербурге, взлетно-посадочная полоса аэропорта Геленджика и др. Важнейшими для компании объектами в отчете за IV квартал 2006 г. называются четвертое транспортное кольцо, аэропорт “Внуково”, реконструкция Боровского и Киевского шоссе.

А у Дерипаски не только большой портфель девелоперских проектов, но и серьезные планы по строительству аэропортов. В “Базэл” входит холдинг “Аэропорты Юга”, объединяющий аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика, “Авиалинии Кубани” и др. Строительным бизнесом Дерипаска занялся в середине 2005 г., купив три крупнейшие столичные компании в этом секторе (“Главмосстрой”, “Моспромстройматериалы”, “Мосмонтажспецстрой”). В портфеле этих компаний около 4 млн кв. м жилья. Позже он создал компанию “Альтиус-Девелопмент”, которая специализируется на коммерческой недвижимости. В конце апреля – начале мая было объявлено, что Дерипаска покупает 30% акций австрийского концерна Strabag и 3% немецкой Hochtief.

“Транспортный и инфраструктурный бизнес имеют большой потенциал развития и социальную значимость, поэтому “Трансстрой” может рассматриваться как интересный актив”, – комментирует президент “Системы-Галс” Феликс Евтушенков. “Трансстрой” по сути является монополистом в строительстве транспортной инфраструктуры: тот, кто им владеет, получает контроль над отраслью и выход к самым интересным государственным активам”, – добавляет Закревский. “Дерипаска стремится присутствовать в каждом секторе строительного рынка, чтобы создать компанию замкнутого цикла: у него есть заводы стройматериалов, подрядные организации, девелоперские структуры. Теперь он займется дорожным строительством. Не исключено, что в дальнейшем он выведет свои активы на биржу”, – заключает начальник управления формирования градостроительных программ Москвы Алексей Шепель.