За SSJ100 выстроилась очередь

«Гражданские самолеты Сухого» планируют заключить контракты еще на 130 лайнеров
Д. Гришкин

«ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО»

Авиастроительная компания. Создана в 2000 г. для реализации проекта Sukhoi Super Jet-100. Партнеры – Boeing, Alenia Aeronautica, Snecma. Владельцы – 100% принадлежит АХК «Сухой». Выручка – $338 000 (МСФО, 1-e полугодие 2007 г.). Чистый убыток – $1,38 млн.

Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) планируют передать «Аэрофлоту» первый региональный самолет SSJ100 в конце 2008 г. ГСС уже собрала заказы на 104 лайнера на $3,1 млрд (подробнее см. таблицу).

В ближайшее время ГСС может подписать контракты на продажу еще 130 SSJ100, говорится в материалах презентации компании для инвесторов (копия есть у «Ведомостей»). С ними сегодня встречаются финансовые менеджеры ГСС в Лондоне. Среди покупателей в документе перечислены индийские Omega Airlines и MDLR, индонезийская Merpati, китайская C.A.T., а также российские «Ютэйр», «Уральские авиалинии», «Владивосток-авиа», «Авиализинг», «Аэрофлот» и его «дочка» «Аэрофлот-норд» (подробнее см. таблицу). Общая сумма новых контрактов согласно документу может составить $3,6 млрд. Переговоры с возможными покупателями находятся на финальной стадии, отмечает один из менеджеров ГСС: часть контрактов будет подписана до конца года. Кто-то может и отказаться от приобретения самолетов, не исключает он.

«Аэрофлот» собирается купить еще 20 SSJ в рамках выполнения инвестсоглашений, которые разрешали в 1998–1999 гг. ему беспошлинно ввозить Boeing и Airbus. Об этом перевозчик договорился с Минэкономразвития. Будет ли подписан контракт с ГСС в 2007 г., заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков ответить затруднился, отметив, что правление компании этот вопрос еще не рассматривало. «Аэрофлот-норд» решит, покупать ли 16 самолетов SSJ100, после того как будет утверждена стратегия развития группы компаний «Аэрофлот» – в документе будет прописана совместная сеть маршрутов, необходимое количество судов, объяснил источник в совете директоров «дочки». Сотрудник «Ютэйр» не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что перевозчик может подписать контракт на приобретение 25 лайнеров SSJ100. По его словам, до конца октября «Ютэйр» объявит тендер на поставку ближнемагистральных самолетов, чтобы заменить 35 старых «тушек». Авиакомпания заинтересована, чтобы ГСС участвовала в тендере. Связаться с представителями остальных компаний, перечисленных в материалах презентации, вчера не удалось. Чтобы выполнить все заказы, ГСС ищет деньги. Вчера ФСФР зарегистрировала допэмиссию ГСС на 1,4 млрд руб. ($56,5 млн). Акции размещены по закрытой подписке в пользу АХК «Сухой». К 2009 г. уставный капитал ГСС должен составить $238,9 млн, говорится в документе. Допэмиссию на оставшуюся сумму – более $182 млн – планируется объявить через месяц, говорит один из менеджеров ГСС. Она будет размещена в пользу Alenia Aeronautica – таким образом итальянская компания войдет в проект ГСС с долей участия 25% плюс 1 акция. Следующий источник финансирования новых SSJ – займы. ГСС кредитуется в Сбербанке (100 млн евро), ВТБ (10 млрд руб.), Евразийском банке развития ($150 млн), ЕБРР (100 млн евро). И наконец, государственные субсидии: правительство Франции выделило на этот проект 140 млн евро, России – 7,9 млрд руб. (на безвозмездной основе), Италии – $92,3 млн, перечисляется в материалах презентации.

234 законтрактованных самолета – неплохой результат, но главное, чтобы не возникло технологических сложностей и проблем с графиком, говорит аналитик банка «Траст» Евгений Шаго. Пока что все идет в срок, отмечает эксперт: летные испытания SSJ должны начаться в этом году.