Хлебные гонки

В пятерке крупнейших производителей хлеба появился новичок. «Стойленская нива» планирует довести объем производства в 2007 г. до 125 300 т

АПК «Стойленская нива»

сельскохозяйственный холдинг, входит в группу «Уникор». Включает 10 хлебозаводов, пять перерабатывающих предприятий, 18 сельхозпредприятий. Выручка в 2006 г. – 7,5 млрд руб., прогноз на 2007 г. – 9 млрд руб. (РСБУ). Прибыль в 2006 г. – 100 млн руб., прогноз на 2007 г. – 300 млн руб. (управленческая отчетность).

Стойленская нива» получила контроль над 10 региональными хлебозаводами, рассказал вице-президент холдинга Дмитрий Древлянский. Хлебопекарный дивизион компании, по его словам, включает два завода в Смоленской области, три – в Белгородской, два – в Воронежской и по одному – в Саратовской, Ивановской и Нижегородской. Во сколько обошлась скупка, Древлянский говорить отказался.

До конца 2007 г. объем производства 10 заводов составит 125 300 т, а их общая выручка – 2,5 млрд руб. (РСБУ), утверждает Древлянский. «Мы думаем, что занимаем одно из первых мест по производству хлеба в стране», – говорит он.

«С таким объемом производства они однозначно в пятерке крупнейших, но не первые», – считает председатель совета директоров группы «Черемушки» Сергей Щедрин. Финская группа Fazer в этом году собирается выпечь на российских заводах 160 000 т, говорит гендиректор комбината «Звездный» (входит в Fazer) Сергей Мельниченко. «Мы рассчитываем, что в этом году будем крупнейшими в стране», – ожидает он. По всей стране производством хлеба занимаются больше 10 000 предприятий, но единых данных о долях рынка, которые занимают холдинги с заводами в нескольких регионах, нет, говорят участники рынка.

Большую долю ассортимента региональных хлебозаводов составляют так называемые традиционные сорта – батон «нарезной», хлеб «дарницкий». «Чтобы производство было рентабельным, в сутки завод должен выпекать не меньше 40 т [т. е. 14 600 т в год]», – говорит Щедрин. Рентабельность производства традиционных сортов не превышает 5–10%. Древлянский утверждает, что назвать рентабельность хлебного бизнеса «Стойленской нивы» «отрицательной» нельзя, а ее снижение компенсируется за счет кондитерского производства (кондитерские цеха часто входят в состав хлебозаводов).

За 2008 г. «Стойленская нива» собирается увеличить объем производства – в основном за счет приобретения новых активов. На это, по словам Древлянского, может быть потрачено $150–200 млн: «Нас интересуют все регионы от западной границы России до Урала».