Благодаря Путину

Фонд «Открытая социология» провел первый после выборов 2 марта опрос нижегородцев и узнал, что больше половины голосовали за Медведева из-за поддержки его Путиным. Но лишь 21% ждет от Медведева улучшения собственной жизни

Выяснилось, что более 42% опрошенных приняли результаты голосования спокойно, без эмоций, более 24% – равнодушно, а 18,8% – с удовлетворением. О раздражении заявили лишь 5,3%, о разочаровании – 9%. Опрос проводился 15–17 марта среди 1200 избирателей области.

Большинство респондентов голосовали за кандидата-победителя, поэтому раздражения или разочарования выборы у них не вызвали, говорит старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник.

57,5% респондентов, голосовавших за Медведева, объясняют это поддержкой его кандидатуры Владимиром Путиным, более 38% – тем, что больше не за кого было голосовать. 18,8% Медведев понравился как политик и 16,9% – как человек (респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов ответа, так что процент опрошенных может быть больше 100). Лишь на 2,7% респондентов повлиял приезд Медведева в Нижний 26 февраля, а на 2,6% – агитация руководителей области, города, района.

Несмотря на личный визит в Нижний, кандидат остался для нижегородцев далеким, приезд Путина произвел бы большее впечатление, предполагает политический обозреватель Валентина Бузмакова.

Ожидания жителей области от президентства Медведева вызвали у экспертов удивление. «Чем ближе круг проблем к непосредственной жизни человека, тем меньше он уверен в улучшении ситуации», – говорит председатель фонда «Открытая социология» Сергей Красиков. Лишь 21,2% респондентов предполагают изменения к лучшему для себя лично. Для сравнения: 44% россиян, опрошенных «Левада-центром» накануне выборов в феврале, ждали от нового президента «лучшей жизни для себя и своей семьи».

В политическом будущем губернатора Валерия Шанцева, активно призывавшего голосовать за кремлевского кандидата, избиратели почти не сомневаются (см. таблицу). А вот нижегородский мэр Вадим Булавинов, который по возрасту ближе к Медведеву, в меньшей степени ассоциируется с командой нового президента, подчеркивает Красиков.

«Народ понимает, что у губернатора больше власти: он распоряжается землей, строительством, а мэр только кустики подстригает и дороги латает», – полагает Бузмакова.

Нижегородцев возле избирательных урн 2 марта ждала лотерея с главным призом – автомобилем и билеты, дающие скидки в продуктовых магазинах и магазинах сети бытовой техники. По данным опроса, при оценке этих акций общественное мнение раскололось на три практически равные части, констатирует Красиков. 34,6% респондентов сочли акции на избирательных участках подкупом избирателей, 35,3% – правильной практикой, 30,1% затруднились с оценкой. Впрочем, все это не помешало 65,5% опрошенных получить на выборах лотерейный билет, а 18,8% – им воспользоваться.

Облизбирком был не против лотереи, поскольку она не сопровождалась агитацией за кандидата, сказал председатель облизбиркома Станислав Бисин. Это не противоречило законодательству, подтвердил юрист Михаил Черепнов.

Акции помогли мобилизовать на участки пассивных избирателей и повысили явку, но могли иметь и негативные последствия, полагает Красиков. У части молодежи, по его мнению, уже формируется потребительское отношение к выборам.