Первым делом – самолеты

Госкорпорация «Ростехнологии» обзавелась первым активом. Президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче ей госпакетов авиакомпаний, которые войдут в «Эйрюнион»
Д. Гришкин

«Ростехнологии»

госкорпорация. Закон о ее создании был принят Госдумой в ноябре. Цель создания – содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Имущественный комплекс не сформирован. Гендиректор – Сергей Чемезов, бывший гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт».

«Эйрюнион»

альянс на базе пяти авиаперевозчиков: «Красэйр», «Самара», «Омскавиа», «Домодедовские авиалинии», «Сибавиатранс».. Суммарный пассажиропоток – 3,6 млн человек (2007 г.).

Указ об имущественном вкладе государства в корпорацию «Ростехнологии» и об ОАО «Эйрюнион» Медведев подписал 26 мая (копия документа есть у «Ведомостей»). В течение месяца «Ростехнологиям» должны быть переданы 50,04% акций «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ), 51% «Красноярских авиалиний» и 46,5% «Самары», находящихся в федеральной собственности, говорится в указе. Братья Борис и Александр Абрамовичи внесут в «Эйрюнион» 48,6% акций ДАЛ, примерно по 40% акций «Красэйр» и «Самары», 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса».

В первом указе о создании «Эйрюнион» (был подписан 28 апреля 2007 г. Владимиром Путиным) за государством закреплялась доля не меньше 45%. Указ Медведева признает пункты прежнего указа «утратившими силу». Соотношение долей в «Эйрюнион» частных акционеров и «Ростехнологий» в новом документе не прописано. Для этого будет нанят независимый оценщик, который определит стоимость вносимых активов, рассказали «Ведомостям» Борис Абрамович и представитель «Ростехнологий» Валерий Картавцев. Недавно стороны подписали протокол о намерениях, в котором предварительно определили, как будут распределены роли в «Эйрюнион», отмечают они, позже ожидается и подписание акционерного соглашения. Подробности они не раскрыли.

Если «Ростехнологии» получат доли в других авиакомпаниях, они тоже будут внесены в «Эйрюнион», добавил Картавцев. Компании он не называет, но экс-руководитель Росимущества Валерий Назаров говорил, что госкорпорация может получить 25,5% акций «Сибири», 52,2% акций «Владавиа» и ГТК «Россия». Если новые активы будут внесены в холдинг, доля госкорпорации в нем вырастет, продолжает Картавцев. Но Абрамович не против: «У частных акционеров тоже будет возможность вносить новые активы».

Мечта Абрамовича получить контроль в «Эйрюнион», похоже, не сбудется. Но сотрудничество с госкорпорацией – шанс выйти из финансовых затруднений, а также защита от возможных недружественных поглощений, ради этого можно пожертвовать и контрольным пакетом, рассуждает аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Идеологами привлечения в «Эйрюнион» «Ростехнологий» стали именно частные акционеры, рассказал Абрамович: эта тема обсуждалась около двух лет, еще с ФГУП «Рособоронэкспорт». Партнер, по его словам, выбран не случайно. На развитие «Эйрюнион» понадобятся значительные инвестиции в расширение маршрутной сети и авиапарка, отмечает Абрамович. Их частные акционеры будут вкладывать вместе с «Ростехнологиями», уверен он. А Росимущество не могло выступать таким партнером: инвестировать в активы – не задача ведомства. Плюс «Ростехнологии» владеют 25% акций ОКБ «Сухой» (остальное – у Объединенной авиастроительной корпорации, которая производит Sukhoi Superjet 100). В «Ростехнологии» предполагается передать ряд активов, производящих компоненты для самолетов, говорит Картавцев, а «Эйрюнион» должна стать заказчиком новой отечественной авиатехники. ОАК рассчитывает получить от «Эйрюнион» крупный заказ на SSJ, отмечает вице-президент ОАК Валерий Безверхний.