В кино из казино

Аналитики Pricewater-houseCoopers (PwC) предрекают российской индустрии развлечений и СМИ стабильный рост. К 2012 г. объем этого рынка увеличится до $45,2 млрд
Reuters

Российский рынок развлечений и СМИ становится одним из крупнейших в мире. Темпы роста индустрии в 2007 г. составили 12,2%, прогнозируемый годовой рост в 2008–2012 гг. – 11,4%, говорится в исследовании PwC. В 2007 г. объем этого рынка составлял $26,39 млрд, а в этом году рынок вырастет до $29,6 млрд.

Первое место по объему рынка занимает игорный бизнес – $4,6 млрд в 2007 г., однако в связи с введением законодательных ограничений PwC ожидает, что сегмент будет сокращаться на 17,9% в год в течение 2008–2012 гг. По федеральному закону с 1 июля 2009 г. все игорные заведения России должны оказаться в четырех специальных зонах.

Расходы на продукцию киноиндустрии в 2007 г. (посещение кинотеатров, покупка и прокат кинофильмов) превысили $1,1 млрд, кассовые сборы кинотеатров достигли $590 млн (на 29% больше, чем в 2006 г.). Сейчас в России 1300 современных киноэкранов. Согласно исследованию PwC, рынок приближается к $2 млрд, средний рост – 12,3%, к 2012 г. кассовые сборы вырастут более чем в два раза и составят $1,18 млрд. «Темпы роста будут замедляться, и дальнейшего прироста аудитории не будет, – прогнозирует директор по прокату «Каро-премьер» Роман Исаев. – В Казани рынок уже перегрет, а до 2012 г. рынки Петербурга, Екатеринбурга и Уфы станут перенасыщенными».

Рынок газет в прошлом году составил $2,1 млрд, из них затраты рекламодателей – $470 млн. PwC прогнозирует, что рынок газетной рекламы будет расти в среднем на 15,4% в год, но тиражи будут падать на 0,4% в год. Коммерческий директор «Коммерсанта» Павел Филенков считает, что оценка рынка газет экспертами PwC завышена, а доля затрат рекламодателей на газетном рынке существенно выше. «В целом газет будет выпускаться меньше, – уверен Филенков. – Падение тиражей на 0,4% вполне реальная цифра, которую можно связать с уходом из-за перегрева рынка ряда СМИ». А реклама в журналах продолжает расти: в 2007 г. на это было затрачено $830 млн (на 25% больше, чем в 2006 г.). На покупку журналов было потрачено $643 млн.

Объем российского рынка телевизионной рекламы вырос на 28% до $4,3 млрд в 2007 г. В течение следующих трех лет рост составит 11,6%, а объем рынка к 2012 г. достигнет $3,8 млрд.

Наружная реклама в России в 2007 г. заняла второе по размеру место в Европе – $1,6 млрд. Однако эксперты PwC прогнозируют снижение темпов роста. Замедление будет связано с тем, что сейчас задействованы все ключевые места размещения наружки. В 2008 г. рынок вырастет до $1,8 млрд и при среднем годовом росте в 11,3% к 2012 г. достигнет $2,7 млрд. Темпы роста будут снижаться, соглашается директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Однако, по его мнению, в 2008 г. рост рынка окажется выше заявленных 11,3%, достигнув 15% в рублевом выражении в целом по России. Он отмечает, что рост будет поддерживать удорожание рекламы на телевидении.