Вместе с падением придет рост

Количество желающих получить бизнес-образование растет из-за экономической рецессии. Но в России тенденции другие

Чем стабильнее экономический рост, тем меньше желающих получить MBA, да и те стремятся сократить время обучения. Об этом свидетельствует отчет компании Graduate Management Admission Council (GMAC). Эта компания проводит компьютерное тестирование (тест GMAT состоит из задач на английском языке, проверяющих навыки речи, письма и математического счета), обязательное для поступления более чем в 800 мировых бизнес-школ.

Количество поданных GMAT-тестов (и желающих учиться менеджменту) растет во всем мире начиная с 2004 г. За 2007 г. количество поданных на одну программу тестов увеличилось в среднем с 5000 до 9000 и более чем на 50% возросло количество желающих учиться по всем программам. Наибольшее увеличение наблюдается в секторе традиционных full-time программ – рост на 80%.

Из 20 стран Европы больше всего хотят учиться в Бельгии (+46,11%) и Италии (+30,23%), но кое-где интерес снизился. Максимально – в Греции (-18,47%) и Ирландии (-17,18%). В Германии спрос вырос на 7,7%, а в Великобритании и России – на 8,8%.

Обратная зависимость

На изменение спроса, по мнению аналитиков GMAC, повлияло резкое изменение экономической ситуации в мире. Поиск работы «занимает месяцы и требует много усилий, а риски безработицы очень высоки», объясняется в отчете, поэтому часть людей предпочитает оставить поиск работы в нестабильной экономической ситуации. Они предпочитают учиться full-time в надежде вернуться на рынок с более востребованными знаниями и более широкими возможностями, когда экономическая ситуация стабилизируется. Эта тенденция не наблюдается в секторе part-time программ (см. рис. 1) и Executive MBA. Обучение по этим программам оплачивается преимущественно работодателями, которые склонны сокращать расходы в период экономического спада, объясняет Ирина Тхилава, управляющий партнер компании Go2Ru, получившая EMBA в IMD в 2003 г.

Самочувствие экономики

В 2007 г. американская экономика выросла на 2%. В начале 2008 г. Международный валютный фонд прогнозировал, что в текущем году США войдут в «мягкую рецессию», которая может отразиться на темпах роста всей мировой экономики. Прогноз роста еврозоны по итогам текущего года был снижен c 1,6% до 1,4%. Но уже в мае промышленность еврозоны упала на 1,9% по сравнению с апрелем – это самое большое падение за 16 лет. Больше всего сократилось производство в Нидерландах (на 6%) и Португалии (5,7%). В Германии, Франции и Испании спад был более умеренным – по 2,6%.

Экономика России в первом полугодии 2008 г. выросла на 8%, но главной причиной для этого стала увеличивающаяся инфляция. Во втором полугодии ожидается замедление экономического роста.

Широкий выбор

В России взаимосвязи между ухудшением экономической ситуации и спросом на бизнес-образование не столь очевидны.

Количество российских студентов в западных школах в 2008 г. увеличится (GMAC подведет итоги набора за этот год в 2009 г.). По словам менеджера IMD по EMBA Сары Хаттон, в 2002–2004 гг. было по одному российскому студенту, в этом году их уже пять. Из 85 студентов EMBA в этом году 10 из России, отмечает помощник декана бизнес-школы Fuqua (Duke University) Элизабет Хоган: это максимум за все время. Классический диплом MBA получают всего три студента из России, но это тоже максимум за все время, добавляет она. В 2007 г. было подано семь заявлений на программу EMBA, принято три студента, рассказала представитель IESE Business School Кристина Мартинез, – в этом году уже 20 заявлений, принято восемь студентов.

На программах западных школ в России также ожидают прибавления студентов: в AIBEC набрано на 30% больше, говорит участник рынка, знакомый с ситуацией.

А вот декан школы бизнеса ВАВТ (российский диплом MBA) Ольга Андреева опасается снижения набора на обычные программы примерно на 20%. Вероятность трансформации спроса не исключает и первый проректор бизнес-школы «Синергия» Светлана Жильцова.

Причиной этого является «неразбериха на рынке», уверена Андреева. Будущие студенты не могут разобраться в разнице между школами и программами, большим диапазоном цен и типов программ, которые предлагаются на рынке, сетует она. Жильцова называет еще одну причину – повышение цен, на которое кандидаты реагируют желанием оптимизировать издержки на обучение (стоимость российского диплома MBA в этом году выросла в среднем до 420 000–550 000 руб., в западной школе – 1–2 млн руб.). «В этом году среди индивидуальных слушателей существенно вырос спрос на узкоспециализированные или Open enrollment программы в западных бизнес-школах», – отмечает она. На эту же тенденцию указывает и первый проректор «Мирбиса» Елена Бешкинская.

НЕПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Спрос на бизнес-образование наметился около четырех лет назад, не согласен с тенденцией заместитель директора Межведомственного аналитического центpа Борис Кузнецов: нельзя однозначно говорить про прямолинейную связь, скорее верно то, что в последние несколько лет значимость бизнес-образования неуклонно растет, потому что был сформирован устойчивый спрос со стороны работодателей. Ниша российского бизнес-образования будет расти и дальше, уверен он.

Пик спроса на MBA может быть достигнут в следующем году, говорится в отчете GMAC, а затем может последовать спад. По оценкам председателя совета директоров «Тройки диалог» Рубена Варданяна, кризис продлится 1,5–2 года и изменит расстановку сил на глобальных рынках.