Педант у руля

Алан Малалли четко знает, что дорога от дома до работы занимает у него 2 минуты 42 секунды. Это характерная деталь для 63-летнего инженера, покинувшего пост исполнительного директора Boeing ради кресла гендиректора Ford Motor Company

Точность подсчетов иллюстрирует тот уровень аккуратности, которую Малалли прививает компании, печально известной своей неорганизованностью и культурой «каждый сам за себя». Незначительное время, которое он тратит на дорогу до работы, показывает, насколько он погружен в процесс реформирования второго по величине автопроизводителя Детройта.

На вопрос, почему он поселился рядом со штаб-квартирой Ford, а не в одном из городков для топ-менеджеров компании, Малалли отвечает просто: «Всю дорогу до дома и обратно я вижу голубой овал на здании компании. Это великолепно, ведь это позволяет мне полностью сфокусироваться на работе в Ford».

Новосел в Стеклянном доме

Многие скептически отнеслись к назначению Малалли. Как может человек, не имевший ранее дела с автомобильной промышленностью, занимать руководящее кресло в Стеклянном доме (так называют штаб-квартиру Ford в Диборне, пригороде Детройта)? Наиболее закоренелые скептики до сих пор полны сомнений.

Положение компании под руководством Малалли и в самом деле не внушает оптимизма. Доля Ford на основном для него рынке легковых автомобилей с сентября 2006 г. упала с 17,5% до 12,5%. На своей родине – в США Ford проигрывает Toyota. Ford погрязла в долгах и, как ожидается, в финансовой отчетности за III квартал (будет опубликована 7 ноября) сообщит о новых крупных убытках. Малалли приходится признать, что он не сдержит своего обещания сделать компанию прибыльной к 2009 г. Тем самым он пополнит список нереализованных целей, ставший визитной карточкой его предшественника Билла Форда. С момента смены руководства акции компании потеряли уже три четверти стоимости.

Прошедшие недели дали еще больше поводов для беспокойства о будущем автопроизводителя. Два директора Ford подали в отставку, мотивировав это возросшим количеством дел в их компаниях. А ведь Джон Бонд, председатель Vodafone, и Йорма Оллила, председатель правления Nokia, считаются одними из самых влиятельных членов совета директоров. Был уволен финансовый директор компании Дон ле Клер, занимавший этот пост с 2003 г., а всего проработавший в компании 32 года. Наконец, в прошлый вторник американский миллиардер Кирк Керкорян, король игорного бизнеса и один из крупнейших сторонних инвесторов, сократил свою долю в Ford с 6,4% до 6,1% и заявил, что может продолжить продажу акций, хотя с начала этого года он наращивал долю в компании.

Из-за этих событий генеральный директор Ford снова оказался в центре внимания. Пока преобладает мнение, что, руководи компанией по-прежнему правнук ее основателя Билл Форд, дела шли бы еще хуже. Сейчас Форд является председателем совета директоров. «Я бы дал Алану Малалли наивысшую оценку из возможных, – говорит Питер де Лоренцо, издатель профильного сайта Autoextremist.com. – Он привнес в компанию цель, которой никогда не было. Он сразу же понял: чтобы Ford лучше работала, необходимо уменьшить компанию».

Триста цветных квадратиков

Алан Малалли родился 4 августа 1945 г. в калифорнийском городе Окленде, а вырос в самом сердце Америки – штате Канзас. Его мечта стать космонавтом так и не сбылась из-за частичного дальтонизма, но это не помешало ему обучиться пилотированию. В 1969 г. он закончил Канзасский университет по специальности «авиационная и космическая инженерия» и начал карьеру в Boeing. Работе в этой корпорации он посвятил 37 лет.

В Boeing Малалли дорос до главы подразделения гражданской авиации в ранге исполнительного директора. Его называли самым вероятным претендентом на пост генерального директора корпорации после отставки Фила Кондита в 2003 г. Однако компания предпочла нанять Джеймса Макнерни, бывшего управляющего компании 3M.

Хотя Малалли старался быть жестким руководителем (например, сократил 30 000 рабочих мест после теракта 11 сентября 2001 г.), привычки у него были довольно причудливые. Подписывая письма и даже контракты, часто рядом со своим именем он рисовал карикатурный улыбающийся самолетик.

Возглавив Ford, Малалли сочетает приветливое поведение с расчетливой беспощадностью ко всем, кто стоит у него на пути. Одним из самых эффективных инструментов, перенесенных им из опыта работы в Boeing, стали совещания по бизнес-плану по четвергам. Эти встречи длятся по два с половиной часа. От топ-менеджеров требуются обязательное присутствие (личное или по удаленной связи) и доклады по основным бизнес-показателям. Прогресс по каждому из 300 показателей отмечается красными, желтыми и зелеными квадратиками.

Малалли использует эти совещания, чтобы разрушить знаменитый культ региональной и личной независимости, царящий в компании. Он подталкивает менеджеров, которые раньше неохотно обсуждали плохие новости, к осознанию проблем. Но горе тому, кто осмелится во время совещания болтать, выражать недовольство или отпускать шутки в адрес коллеги. «Я останавливаю совещание, мы все поворачиваемся и смотрим на болтуна, – говорит Малалли, – и довольно скоро тот сползает под стол, или выползает из комнаты, или покидает компанию».

На лице Малалли мелькает мальчишечья улыбка, и он добавляет: «Мне пришлось ускорить этот процесс, уволив за несколько лет пару-другую вице-президентов только по этой причине. Они не относились с должным уважением к рабочему процессу или друг к другу».

Заразительный оптимизм

Менеджер из Диборна вспоминает, какое удовольствие испытывал генеральный директор корпорации, каждый вечер возвращаясь домой на новой модели Ford, а потом рассказывая о своих впечатлениях от машины знакомым и клиентам. И хотя Малалли по рассеянности порой называет автосалоны авиавыставками, он утверждает, что Ford стала его страстью. Он настаивает, что, работая, отдыхает так же, как во время игры в гольф, теннис или досуга с пятью детьми и женой Ники, бывшей школьной учительницей (они женаты уже 38 лет). «Да я стал настоящим энтузиастом автомобилестроения!» – восклицает он.

Кризис автомобильной отрасли США доказал, что Малалли был прав в своих планах в области ускорения сроков разработки моделей, увеличения выпуска небольших автомобилей и готовности сокращать производство вслед за рыночным спросом. «Последнее сейчас наиболее актуально, – говорит он. – Главная особенность любого плана в том, что он слишком обширен и специфичен, чтобы соответствовать меняющимся условиям бизнеса».

Топ-менеджер Ford отмечает, что Малалли не склонен к увольнениям, но обожает перетасовывать свою команду. Он очарован его стилем управления: «Я вижу, как людей заражает его оптимизм». Уже появились признаки того, что некоторые реформы Малалли сработали. Влиятельное и независимое американское издание Consumer Reports высоко оценивает надежность автомобилей Ford, Lincoln и Mercury: «[Они] продолжают отрываться от остальной продукции Детройта. Надежность продукции Ford достигла уровня качественных японских марок». Даже самый опытный профессионал не смог бы оградить Ford от разразившегося в американском автомобилестроении кризиса. Но у Малалли куда больше шансов, чем у его предшественника, добиться того, чтобы Ford не оказалась на обочине.