Доброе прощание

77-летний Альфред Брендель дал концерт в Большом зале консерватории в рамках прощального европейского турне
AP

Московская филармония и фонд «Музыкальный Олимп» забронировали себе места на небесах: прощальный концерт Бренделя был самым прекрасным из всего, что случалось в Москве за долгое время. Дохнуло прошлым, казалось утраченным: мы перенеслись в эпоху, когда нами владели большие личности.

Брендель играл свой репертуар – венскую классику. Фа-минорные вариации Гайдна – торжество внимательного медленного шага. Фа-мажорная соната Моцарта (из поздних), слегка украшенная на повторах. Тринадцатая Бетховена, литое целое из четырех разделов. Все второе отделение – большая си-бемоль-мажорная соната Шуберта, нескончаемая волнующая поэма в звуках. Ну и бисы, которых зал просил и просил, а Брендель, чудаковато улыбаясь, уступал и садился за рояль: одна из Багателей Бетховена, миниатюра Листа «На Валленштадском озере», сыгранная невероятно чарующим звуком, сумрачная обработка Баха – Бузони. После стоячей овации наконец последовал соль-бемоль-мажорный экспромт Шуберта, исполненный с такой естественностью, что в памяти померкли самые лучшие интерпретации.

Брендель сыграл прощальный концерт без всякого надрыва – светло, с любовью к музицированию. Большой художник ушедшего века, серьезный и глубокий, но без трагизма – таких очень мало. В его игре нет никаких внешних примет – он не зависит от исполнительских направлений, он чудесным образом погружен в самое музыку, он нигде не позволяет себе интерпретаторской нарочитости. Но достаточно простого акцента, удивительного в своей незаметности движения – и текст начинает дышать как живой организм.

Этот счастливый талант – не явление природы, а плод любви высокого разума и подлинного чувства. Не знающий преувеличений, он и есть гармония.