Компания недели: «МДМ­—Урса»


Так будет называться компания, куда владельцы МДМ-банка и «Урса банка» внесут их акции в обмен на долю в холдинге. А спустя год с небольшим должны объединиться и сами банки – предположительно в «МДМ-Урса банк».

В России еще не было такого слияния банков. Не только по масштабу, но и по форме – выкупа акций не происходит, а единоличного контроля ни у кого из нынешних владельцев МДМ или «Урса банка» не будет. Зато у основных владельцев этих банков Сергея Попова и Игоря Кима будет совместная компания, которой будет принадлежать 65% в холдинге.

В этой компании у Попова с Кимом будет одинаковое количество голосов. Для меня остается загадкой, как Киму удалось договориться на таких условиях. Ведь он, как минимум уступая Попову по взносу (у того большая доля в большем по размеру банке), уравнял его с собой в правах. Да еще берет в свои руки руководство МДМ-банком до завершения слияния. Ким ранее уверял, что пришел в банковский бизнес не ради заработков. «Такого больного человека, как я, в банковской сфере России еще поискать надо. Мне интересно этим заниматься не из-за выгод. Выгода – это следствие [самого процесса создания и развития]», – рассказывал он в интервью «Ведомостям» год назад.

На стороне Кима опыт. Первые слияния банков он проводил, когда Попов еще и не думал о банковском бизнесе. И с тех пор развивает «Урса банк», снискавший симпатии многих иностранных инвесторов, с двумя неизменными партнерами – Александром Тарановым и Андреем Бекаревым. МДМ тоже создавался тремя партнерами. Последний из них – Андрей Мельниченко – и привлек Попова. Но затем и их интересы разошлись.

Сейчас Попов и Ким подстраховались от перемены настроений друг друга – каждый из них обязался не выходить из проекта в ближайшие пять лет. Не сомневаюсь, что это слияние, претендующее на звание образцового, будет всячески поддерживаться властями. И позволит обоим банкам отказаться от предложений по спасению коллег, оказавшихся в сложной ситуации.

В МДМ и «Урса банке» уверяют, что у самих банков нет сложностей. И каждый из них аккумулировал более $1 млрд. Но вот сколько им предстоит выплатить кредиторам, особенно если те воспользуются правом досрочного погашения при реорганизации банков, ни там ни там не говорят. Сейчас многие бизнесмены становятся сговорчивее. В последнее время за общий стол, например, вернулись владельцы и «Норильского никеля», и ТНК-ВР. Хочется верить, что Поповым и Кимом движут другие мотивы.