У студентов кризис веры

Финансовый кризис изменит не только весь мир, он полностью поменяет представление студентов о степени MBA, а бизнес-школы вынуждены будут адаптироваться к новой реальности

В бизнес-школах США в последние пять лет отмечают, что аспиранты и студенты в возрасте 20–30 лет больше интересуются управлением, чем бизнесом. 80-часовой рабочей неделе в инвестиционном банке или компании по управленческому консалтингу они предпочитают работу, позволяющую уделять больше времени семье, либо более социально ориентированный тип занятости – в некоммерческих организациях или государственных органах.

Нет денег. 20%

На столько сократилось в 2008 г. число иностранных студентов в бизнес-школах США. Причина – проблемы с финансированием обучения.

Причина – в финансовых скандалах вокруг большого бизнеса в последние годы. Бухгалтерские скандалы в Enron и WorldCom в начале десятилетия вкупе с финансовым кризисом последних полутора лет, спровоцированным безответственной политикой финансовых компаний, заставляют молодых людей с подозрением относиться к большому бизнесу, полагают профессора бизнес-школ. Обладатели степени MBA, работающие в крупных компаниях, в массовом сознании воспринимаются как часть проблемы, признает Майкл Осбалдестон, директор британской Cranfield School of Management, хоть и называет это несколько поверхностным подходом.

Подрыв основ

Ирония судьбы в том, что, если бизнес-школы и их выпускники в какой-то степени и ответственны за кризис, сегодня он подрывает финансовое положение самих школ.

В ноябре президент Гарвардского университета Дрю Гилпин Фост распространил заявление, которое, безусловно, с содроганием читали в каждом университете США: «Мы должны быть готовы к беспрецедентным убыткам нашего эндаумента (инвестиционного фонда. – «Ведомости») и готовиться надолго затянуть пояса». Инвестфонд – один из основных столпов финансового благополучия, особенно в американских университетах. Бизнес-школы и университеты также могут потерять значительную часть пожертвований студентов и выпускников, которые обычно составляют 10–15% годового операционного бюджета. Наконец, уже на 15–20% сократились доходы от краткосрочных программ (без присвоения степени), так как компании, урезая расходы, перестали посылать на них сотрудников.

Из-за рискованных инвестиций фонды финансирования университетов уже сократились, по оценке ректора школы бизнеса Tuck Пола Дэноса, на 20–40% в зависимости от школы, и теперь придется сокращать расходы в первую очередь на оплату услуг преподавателей и инфраструктуру.

Кредитный кризис закрывает дорогу в бизнес-школу многим потенциальным студентам, так как они не могут получить образовательные кредиты, а школы сокращают стипендиальные программы, говорит Ларри Мюллер, директор программ финансовой помощи Darden School of Business при Университете штата Вирджиния. И если американцы еще могут получить кредиты через государственные схемы финансирования (например, осенью была введена новая программа финансирования учащихся Federal Direct Student Loan Program), иностранцы, желающие обучаться в США, могут рассчитывать только на собственные средства или на банковские кредиты, выдача которых сейчас практически прекратилась. В результате по итогам последних наборов число абитуриентов-иностранцев в бизнес-школах США сократилось примерно на 20%.

Многие поступают в европейские и азиатские школы, популярность которых в последние годы сильно выросла. В этом году в рейтинге бизнес-школ Financial Times 1-е место впервые заняла европейская школа – London Business School (она разделила его с Wharton School при Университете штата Пенсильвания). В топ-20 вошли три азиатские школы, а шанхайская Ceibs пробилась в десятку.

Трудовой вопрос

Пожалуй, главный вопрос, который волнует сегодня абитуриентов и студентов, – вопрос трудоустройства. Сложнее всего придется школам, многие выпускники которых традиционно работают в финансовом секторе, таким как Stern School of Business при Нью-Йоркском университете и Columbia Business School. Джина Ресник, возглавляющая в Columbia центр по трудоустройству, говорит, что компании сильно сократили наем и многим выпускникам, возможно, придется достаточно долго искать работу.

В европейских школах IMD и Insead выпуск был в декабре. По словам директора карьерного центра IMD Катти Омс-Зутер, к моменту окончания школы предложение о работе получили 82 из 90 выпускников. Большинство отправились работать в промышленные компании. В Insead, которая выпустила 460 человек, ситуация сложнее. Предложение о работе приняли 65% выпускников, говорит руководитель программы МВА Джейк Коэн, но энтузиазма не испытывает: «Уверен, в июле 2009 г. будет очень плохо. Мы никогда не жили при таком рынке».

По данным компании QS, проводящей ежегодно опрос работодателей и выявляющей наиболее привлекательные для них школы, с осени практически все из 604 работодателей-респондентов из 42 стран мира прекратили набор.

Новый фундамент

Помимо вопросов финансирования и трудоустройства бизнес-школам приходится быстро реагировать на фундаментальные изменения в мировой экономике и финансах. «Нам нужно пересмотреть основы финансовой системы, понять, как совместить глобализацию с ужесточением регулирования в мире, – говорит Арно де Мейер, директор Judge Business School при Кембриджском университете. – Мы должны дать понять студентам, как бизнес, реализуя свою стратегию, должен учитывать интересы остальной части общества». «Студенты больше не верят тому, чему мы их учим, если мы не учитываем вопрос ценностей», – отмечает Лоран Бибар, директор программ МВА французской школы Essec.

Как считали

Рэнкинг Financial Times составляется на основании данных, полученных от бизнес-школ и выпускников. Принимаются во внимание 20 критериев, из них данные по семи собираются три года подряд. Год аудита – год, когда KPMG аудировала данные рэнкинга. Текущая зарплата – среднее значение зарплат выпускников через три года после выпуска, т. е. в рэнкинге 2009 г. участвовали выпускники 2005 г. Цифра не используется при выведении окончательного балла школы. Средневзвешенная зарплата (имеет 20% веса в рэнкинге) рассчитывается с учетом разницы между размерами зарплат в разных секторах экономики и тем сектором, в котором работает выпускник в настоящий момент. Цифра – средневзвешенное значение зарплаты, которую выпускник получает через три года после выпуска. Рост зарплаты (20%) – разница в размерах зарплаты до поступления в школу и через три года после ее окончания. Окупаемость расходов (3%) – краткосрочный показатель; рассчитывается исходя из размеров зарплаты через три года после окончания школы и расходов на обучение по программе с учетом зарплаты, которую выпускник мог бы получать (или получал). Карьерный рост (3%) – насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через три года после обучения. Достижение целей (3%) – показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу. Успешное трудоустройство (2%) – балл рассчитывается исходя из процента выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы бизнеса. Среднее значение за три последних года. Трудоустройство в первые три месяца после окончания программы (2%) – процент выпускников, нашедших работу через три месяца после выпуска. Рекомендуемое место в рейтинге (2%) – выпускников в анкетах просят назвать три бизнес-школы, из которых они взяли бы сотрудников к себе на работу. Женщины-преподаватели (2%). Женщины-студенты (2%). Женщины в руководстве (1%). Иностранцы среди преподавателей (4%). Иностранцы среди студентов (4%). Иностранцы в руководстве (2%). Международный опыт (2%) – уровень международных контактов студентов во время обучения. Количество требуемых иностранных языков (2%) – сколько языков должен знать выпускник. Процент преподавателей с докторской степенью (5%). Рэнкинг докторских степеней FT (5%) – число выпускников с докторской степенью за три последних академических года. Позиция по научным исследованиям (10%) – рассчитывается по числу научных публикаций в 40 международных специализированных журналах.