Инфляционный перелом

Росстат считает, что инфляция в январе не превысила 2,5%. Но более половины россиян называют рост цен резким

В конце января значительно – с 42% до 52% – выросло число граждан, заметивших резкий рост цен на основные продукты питания, товары и услуги (опросы фонда «Общественное мнение» (ФОМ) проводились 17–18 и 24–25 января, опрошены 3000 респондентов в 63 регионах). Еще 29% (было 27%) считают, что цены выросли, но умеренно, 5% говорят о незначительном росте. Число граждан, утверждающих, что цены не растут, сократилось с 6% до 2%. Резкий рост замечают чаще всех жители мегаполисов (не Москвы) старше 60 лет.

По данным Росстата, с 1 по 26 января цены выросли на 2% (за предпоследнюю неделю января – на 0,8%), за месяц прогнозируется 2,4%.

Среди заметивших инфляцию 59% (было 52%) обращают внимание на рост цен на продукты питания.

С ноября до середины января число граждан, говоривших о сильном подорожании, снижалось – с 56% до 42%. «В конце января произошел резкий перелом настроений», – констатирует президент ФОМ Александр Ослон: речь идет лишь об ощущениях россиян, но они довольно точно отражают реальность – например, когда цены на бензин перестали расти, и у социологов в соответствующих графах появились нули.

Есть временной лаг между падением курса рубля и тем, когда это замечает население, говорит главный экономист Merrill Lynch по России и СНГ Юлия Цепляева. Инфляция на уровне 1% привычна (в ноябре – декабре 2008 г. не превышала 1,5%), и ее перестали замечать. Кроме того, в ноябре население заметило кризис, говорит Цепляева, и рост цен стал неважен по сравнению с угрозой потери работы.

В конце года темпы роста цен снижались, объясняет перелом в настроениях Оксана Осипова из Центра развития, а в январе инфляция стала ускоряться. За первые две недели января инфляция составила 1,2%, а за третью – 0,8%, знает Цепляева: после праздников стали продаваться продукты, завезенные по новым ценам. Но совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий обещает, что потребители почувствуют валютное искривление через несколько недель, когда будут проданы запасы со склада.

Люди в ценовых ощущениях ориентируются на продукты питания, а в супермаркетах, где покупает еду большинство жителей крупных городов, большая доля импорта, обращает внимание Осипова, как раз импорт и дорожал сильнее из-за девальвации. Аналитики «Ренессанс капитала» пишут, что снижение курса рубля ведет к росту цен на импортные товары и продукты, цены на которые зависят от стоимости импортных аналогов (мясо, рис, сахар, спиртное, фрукты, овощи, рыба, чай, кофе и др.), на которые приходится 70–80% выручки торговых сетей.

В зависимости от материального положения и жизненных планов россияне будут реагировать на резкий рост цен по-разному: одни будут демонстрировать оживленный потребительский спрос, другие – рационализировать расходы и отказываться от прежних стандартов потребления, констатирует директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева, но в обоих случаях это будет аномальное поведение.