Как напилить миллион

Чтобы создать компанию, которая лечит деревья, Дмитрию Звонке не понадобилось ни рубля. В старт компании, которая деревья рубит, Олег Чичин и Александр Кытманов вложили около $4000. Теперь они зарабатывают вместе

С детства москвич Дмитрий Звонка мечтал стать лесником. Получил диплом университета по специальности «лесопатология» и в 2000 г. основал компанию Treedoctor. Единственной инвестицией в проект были его знания и руки.

Пастух деревьев

«В течение восьми лет после окончания строительства гибнет 80% деревьев, находящихся в 10-метровой зоне вокруг дома. Корни растут не в глубину, а по поверхности, и их радиус не меньше высоты дерева. Об этом почти никто не задумывается. Часто факторы, ведущие к болезни или гибели деревьев, проявляются спустя много лет», – рассказывает Звонка, компания которого сегодня оказывает уже полный спектр услуг по диагностике и уходу за деревьями. «Иногда мы встречаемся с героическими и бессмысленными попытками спасти какое-то дерево во время постройки дома. Был случай, когда огромная сосна попадала по проекту в зону строительства. Заказчик решил ее спасти любой ценой, перекроив проект дома, чтобы он огибал это дерево. В итоге корни обрубили с трех сторон, и через год дерево стало гибнуть», – рассказывает он. Выезд «доктора» Звонки к «пациенту» обходится заказчику в 5000–7000 руб., обрезка плодовых деревьев – в среднем в 10 000 руб. Стоимость комплексного обследования зависит от количества деревьев и составляет не менее 17 500 руб. Оборот компании Treedoctor в 2008 г. превысил 2 млн руб. Но на своем сайте Звонка открыл «Приемную лесопатолога», где дает бесплатные консультации.

«Порой на содержание участка в 30 соток денег требуется больше, чем на участок в 1 га, потому что на маленьком участке человек борется за каждое дерево», – констатирует Звонка, убежденный, что «деревья жалеть не стоит – надо чаще рубить и чаще сажать новые, как это делают во всем мире».

Из кулинаров в лесорубы

В конце 90-х Александр Кытманов и Олег Чичин держали летнее кафе «Куры-гриль». В какой-то момент им это надоело, и предприниматели искали, чем бы заняться дальше.

«Знакомый, работавший главным инженером в одном рублевском поселке, рассказал, что есть дефицит специалистов по уходу за деревьями. Как только люди покупают участки в лесной местности и строят там дома, деревья начинают гибнуть. Ликвидность участка падает. Мы за месяц перелопатили гору литературы и решили, что стоит попробовать», – вспоминает Кытманов. Так в 2002 г. появилась компания «Нобили». Идею Кытманова и Чичина поддержал Дмитрий Барабанов. Три учредителя скинулись и на $3800 купили альпинистское снаряжение и химикаты для защиты деревьев от вредителей. «Но мы быстро поняли, что собственных знаний нам не хватает, стали искать выход на специалистов и познакомились с Дмитрием Звонкой», – рассказывает Кытманов.

С 2003 г. компании «Нобили» и Treedoctor фактически работают в тандеме. «Наша компания занимается в основном обрезкой и удалением высотных деревьев – там, где требуются специальное оборудование и альпинисты. Компания Звонки – обследованием, лечением, омолаживанием и формовочной обрезкой плодовых деревьев», – объясняет Чичин. «Но мы выступаем единым фронтом: сначала приезжает на консультацию Дмитрий, а потом уже мы», – добавляет Кытманов.

Поначалу основные клиенты приходили c Рублевки. В первое лето предприниматели даже снимали там небольшую бытовку, чтобы не мотаться каждый день в Москву. Конечный заказчик чаще всего так и оставался безымянным. «В городе проще: подогнали вышку, срубили дерево и увезли. Но когда предстоит удалить дерево, нависшее над домом стоимостью в несколько миллионов долларов, нервы не выдерживают у хозяев, на время работ они предпочитают удалиться», – улыбается Кытманов. Вырубка одного дерева стоит от 1000 до 50 000 руб. в зависимости от сложности работ. В 2008 г. оборот «Нобили» составил 3 млн руб.

Да будет лес

«Каждый второй наш клиент говорил: «Срубили дерево – сажайте на его место новое». Конечно, это были шутки. Но мы задумались, что могли бы предоставлять весь спектр услуг: посадку, лечение, уход, удаление, обрезку. Это и заставило нас задуматься о собственном питомнике», – рассказывает Кытманов.

В 2005 г. друзья приобрели 170 га в Тульской области за $600 000 и учредили компанию «Заокские питомники». Необходимые инвестиции нашли просто: Кытманов и Чичин продали свои московские квартиры. Еще за 60 000 руб. на участке поставили бытовку и купили генератор. В следующие три года в питомник инвестировали около 10 млн руб. Построили дом для учредителей, где теперь постоянно живет Звонка, благоустроенное общежитие для рабочих, теплицы, ангар.

Предприниматели рассказывают, что часто питомником называют просто площадку розничной торговли завезенных извне растений, что рынок только формируется и ценообразование дикое: разброс цен на один и тот же саженец может доходить до 200%.

«90% посадочного материала завозится из-за рубежа. В России практически нет самых обычных деревьев: березы, липы, клена, дуба, – говорит Звонка. – По европейским стандартам работают единицы. Кроме нашего я бы еще отметил питомник Савватеевых, «Гавриш», воронежские «Объединенные питомники».

Владелица питомника Ирина Савватеева не сомневается в стабильности спроса: «Может быть, объемы продаж в этом году и снизятся, но спрос будет. Сейчас государство приняло несколько программ по озеленению, материала в государственных питомниках не хватает, и они обращаются к частникам. Емкость и оборот рынка достаточно высокие. У нас за 2008 г. по сравнению с 2007 г. оборот удвоился. А питомников, специализирующихся именно на деревьях для озеленения, очень мало».

«Сегодня невозможно даже оценить объемы ввозимого посадочного материала – схемы ввоза такие запутанные, что в итоге импорт путем многократного переоформления документов преобразуется в отечественный материал», – рассказывает Чичин.

«Рынок формируется, он перспективный, и питомники растут как грибы. Но о серьезной конкуренции говорить рано. Пока спрос превышает предложение, – подтверждает Андрей Седов, председатель правления Ассоциации производителей посадочных материалов. – По официальным данным, в России сегодня около 300 питомников. Это очень мало. До революции только в центральных губерниях было 160 питомников».

Через год дороже

Звонка рассказывает, что по стандартам питомник состоит из нескольких частей: самого питомника, где размножают растения, и школ-площадок, где саженцы выращивают до определенного возраста, а затем пересаживают в новую школу. На Западе большинство питомников специализируется на каком-то одном этапе. «Заокские питомники» владельцы планируют развивать как питомник полного цикла.

«В бизнес-плане у нас заложен пятилетний цикл, когда мы сможем уже предлагать оптовые партии», – говорит Чичин, отвечающий в компании за финансы. Учредители признают, что из-за недостатка финансирования столкнулись с проблемой механизации многих процессов. «Никто не даст нам кредит под проект, полноценная окупаемость которого наступит через пять лет, – сокрушается Чичин. – Спасают люди». В сезон 2008 г. в питомнике работало 29 сотрудников, в этом сезоне рассчитывают обойтись 15. Нужную технику местный Кулибин – механизатор – собирает и доводит до ума своими руками. Так, из металлолома восстал почти новенький трактор, сами соорудили и нужную машину-копалку – импортный подержанный аналог обошелся бы в 300 000 руб., а сработали всего за 20 000 руб. «Хотя более сложную гидравлическую технику уже на коленке не собрать, придется открывать НИИ», – смеются друзья.

Из 170 га земли ими пока освоено только около 30. Высажен первый миллион растений – более 200 наименований. Продажи начнутся весной 2009 г. Предприниматели рассчитывают сразу окупить 50% от текущих инвестиций в питомник. По расчетам, оборот к концу года достигнет 5,4 млн руб.

«Крупные западные питомники создавались из небольших семейных компаний, и у каждого своя специализация. Питомник полного цикла создавать, на мой взгляд, смысла нет, – полагает Седов. – Для каждого цикла требуется особое оборудование, техника. Это капиталоемкая отрасль. Рентабельность бизнеса средняя – колеблется от 18% до 28%. Но несмотря на кризис, снижения продаж не наблюдается».

«Можно продавать не только взрослые деревья. Однолетки стоят от 3 до 30 руб. за штуку, в наших теплицах мы можем их вырастить на продажу до 2 млн. А со временем сможем продавать в год несколько десятков миллионов», – раскрывают тайну будущего финансового благополучия владельцы питомника. Друзья надеются, что при благоприятных условиях к 2029 г. оборот питомника достигнет 39 млн евро.

«Однозначный плюс нашего бизнеса в том, что все, что мы не смогли продать в этом году, через год будет стоить дороже», – подытоживает Кытманов.