Спустившись с оперных котурнов

Большой театр предъявил себя в камерном формате и без декораций. Концерт в Малом зале консерватории стал удачным началом нового абонемента

Название «Большой в Малом» найдено точно. Большое познается в малом, хорош тот монументалист, кто умеет подковать и блоху. Сейчас громкое оперное пение на камерных подмостках вышло из моды, и все же прозрачные романсы и дуэты остаются для оперных певцов сложным тестом на вкус и мастерство.

Главный дирижер театра Александр Ведерников поставил на открытие цикла русской камерной музыки Глинку, сотворив нечто вроде антологии его хоров и камерных ансамблей. Глинка – русский европеец, выразивший русский мелос и вместе с тем выучившийся у итальянцев, убежденный монархист и народник – предстал со всех сторон одновременно. С одной стороны – православная Херувимская, с другой – духовные песнопения на итальянские стихи, впоследствии переведенные на русский язык Чайковским. Здесь же – франкофонный и не очень эффектный вокально «Пролог на кончину императора Александра Первого и восшествие на престол императора Николая Первого», вместе с тем содержащий драгоценную авторскую интонацию. Рядом – славянское душой Патетическое трио для кларнета, фагота и рояля, вместе с тем полное приветов европейскому инструментализму и виртуозных эффектов. Хрестоматийные «Жаворонок» и «Колыбельная» были спеты в двухголосных вариантах: предполагается, что второй голос приписал морской офицер и композитор-любитель Вильбоа. Ну и конечно, звучал дуэт «Не искушай меня без нужды».

Эксперимент «Большой в Малом» с честью выдержали хор театра, сведенный к камерному составу, и солисты-певцы. Тенор Максим Пастер, умеющий петь, кажется, во всех стилях и амплуа, красиво гнул свои ансамблевые линии, а временами даже заменял хормейстера Валерия Борисова. На бис он блеснул и соло, спев русскую песню на слова Дельвига (эту мелодию мы лучше знаем по опере «Жизнь за царя», где ее поет Антонида). Были на месте Евгения Сегенюк и Петр Мигунов, показавшие, как можно соразмерять силу больших голосов с тонкими задачами. Не было на месте двух заболевших примадонн-сопрано, но их успешно заменила Мария Пахарь из Театра Станиславского. Подкованно действовали в камерном репертуаре и молодые солисты Большого театрального оркестра.

Александр Ведерников показал себя в концерте в уверенном качестве пианиста-ансамблиста и аккомпаниатора, а также ведущего, могущего рассказать о каждом номере и приобщить к рассказу нужные цитаты. Получилась даже краткая история странствий композитора: Италия – Россия – Германия.

Камерное исполнительство у нас ныне удел одиночек-энтузиастов. Своим проектом Большой театр сообщает этой области государственный статус, сам же обретает приятный облик героя, добровольно расставшегося с надменностью и спустившегося с котурнов в непринужденную обстановку салона.