Двойное дно

После небольшого замедления в феврале промышленный спад в марте снова набрал скорость. За январь – март выпуск в индустрии сократился на 14,3%

В феврале падение в индустрии замедлилось (до минус 13,3% против минус 16% в январе), но уже в марте его темпы ускорились до минус 13,7%, сообщил Росстат. В январе – марте выпуск промышленности был на 14,3% меньше, чем в I квартале 2008 г., и на 14,6% меньше, чем в октябре – декабре.

Добыча полезных ископаемых за квартал уменьшилась на 3,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 5,1%. В этих отраслях спад в марте меньше, чем в январе и феврале. Но темпы падения обрабатывающей промышленности в марте снова превысили 20%, итог квартала – минус 20,8%.

В сравнении с февралем выпуск в марте вырос на 11,2% – почти так же, как в прошлом году (11,7%). Однако в марте 2009 г. на один рабочий день больше, чем годом ранее, а февраль, наоборот, из-за календарного фактора был слабее (прошлый год – високосный), говорит Владимир Сальников из ЦМАКП. В сумме эти два фактора «весят» 5%, и если бы в марте ситуация не ухудшилась, то спад мог замедлиться до минус 8%. Вместо этого промышленность в марте с учетом календарного фактора вернулась на уровень января – спад около 17%, посчитал Сальников.

«Это очень серьезное падение», – обеспокоен итогами квартала вице-премьер Александр Жуков. Главное для правительства в ситуации промышленного спада – сохранение и создание новых рабочих мест, заявил он на конференции в РСПП.

В феврале предприятия пополняли товарные запасы, что затормозило снижение спроса, оживившегося в ожидании роста цен после девальвации, но все это было временно, считает Валерий Миронов из Центра развития ГУ-ВШЭ. В ближайшие месяцы эффект девальвационных расходов пропадет, а для настройки импортозамещения требуется от полугода, говорит Миронов: «II квартал будет хуже, в апреле возможно падение до минус 20% и даже больше».

В апреле спад может составить минус 15% – ситуация явно ухудшается, согласен Евгений Надоршин из «Траста»: растут неплатежи, сокращается кредитование. «Весь год банки будут заняты решением проблем собственного будущего, им не до кредитов», – считает он; все заявления, что дно достигнуто, были преждевременными.

Опросы промышленников ИЭПП в марте показывали, что индустрия пыталась адаптироваться к новым условиям. Но первые результаты апреля говорят, что она так и не закрепилась на дне и «снова начала отступление», отмечает Сергей Цухло из ИЭПП. Доля предприятий, неудовлетворенных сбытом своей продукции, выросла до 81% – худший результат за 10 лет. Несмотря на то что доступность кредитов в апреле промышленники оценили выше, чем в марте (28% против 23%), число заявивших о способности платить по кредитам сократилось на 6 п. п. до 52%.