Не повод для изменений

Предпринимателей из Азии кризис заставил менять стратегии, искать новые продукты и рынки, а в Европе и России компании надеются на государство, выяснила KPMG

Компания КPMG спросила бизнесменов из 29 стран, что они собираются менять в своей деятельности в связи с кризисом (852 топ-менеджера компаний с выручкой от $250 млн до $5 млрд). Исследование назвали «Никогда не ловите падающий нож», позаимствовав у респондента фразу о трудностях планирования в условиях непредсказуемости.

Больше всего масштабом кризиса поражены европейские предприниматели: в Германии и Италии его назвали беспрецедентным 42% опрошенных, в Венгрии – 40%, в Чехии, Люксембурге, Испании – 24–30%. В США – только 10%, в Китае – 4%, а меньше всего – в России: 3%. Результаты поразили исследователей: признание кризиса «рядовым» означает, что можно ничего не менять. Большинство бизнесменов уверены, что через год-два кризис закончится.

Тем не менее половина всех опрошенных меняют бизнес-планы. Главная причина – изменение потребительских предпочтений. Самые решительные планы у Ирландии: там намерены изменить бизнес-стратегию 67% опрошенных. За ней следуют Сингапур, Индия и Япония (57–64%). В Чехии, Венгрии, Польше к переменам готовы 45%, в Нидерландах – 25%.

Региональные различия более разительны в долгосрочной перспективе, подчеркивается в докладе: «Бизнес-активность будет смещена в сторону Азии». В течение 10 лет к инновациям намерены прибегнуть 87% опрошенных в Японии, 84% в Сингапуре, 72% в Индии и 66% в Китае. Больше половины китайских предпринимателей собираются внести изменения в продукцию, японских – совершенствовать систему поставок, индийских – сокращать издержки. В США к радикальному пересмотру стратегий готовы 46%, а в Нидерландах и Чехии – лишь 20%, в России – 23%.

Бизнесмены Азии усматривают в кризисе возможность выхода на новые рынки с новыми продуктами и ценовой стратегией. В России, Бельгии, Нидерландах самый популярный ответ кризису: надо улучшить регулирование финсектора. Наиболее эффективной мерой в России считают снижение налогов (60% опрошенных против 38% в мире). Многие бизнесмены в Европе и России считают ответственными за выход из кризиса государство и регуляторов рынков, а не себя, значит, в экономических системах этих стран после кризиса ничего не поменяется, беспокоятся авторы.