Первый экзамен в кризис


Сегодня стартуют выборы в 736-местный Европарламент – единственный из пяти руководящих органов Евросоюза, состав которого определяют 375 млн избирателей. В каждой из стран в выборах участвуют национальные партии, которые затем объединяются во фракции на общеевропейском уровне. В парламенте нынешнего созыва представлено семь фракций, сформированных из числа парламентариев 160 различных партий. Крупнейшие фракции – консервативная Европейская народная партия и фракция европейских социалистов.

Европарламент не обладает законодательной инициативой, он лишь на равных правах с Советом ЕС (в него входят министры) рассматривает законопроекты, внесенные Еврокомиссией, а также утверждает ее состав. Будущий состав парламента никак не повлияет на политику ЕС: ее по-прежнему будут определять национальные правительства, констатирует замдиректора Института Европы РАН Сергей Караганов. Этим отчасти объясняется рекордно низкая электоральная активность: по данным TNS, участвовать в выборах намерены 43% европейцев – на 2% меньше, чем в 2004 г.

Выборы в Европарламент называют второстепенными по отношению к национальным, добавляет Николай Кавешников из Института Европы: все дебаты идут по национальной повестке, а сами выборы – шанс вынести вотум недоверия своим правительствам. В Великобритании в тот же день пройдут местные выборы, это позволит избирателям наказать правящих лейбористов за недавний скандал с нецелевым использованием госсредств депутатами. По данным Sunday Telegraph, лейбористы впервые опустились в рейтингах на третье место (22%), уступив консерваторам (40%) и либерал-демократам (25%). Правящие партии Венгрии и Греции будут наказаны за ухудшение экономической ситуации: опросы общественного мнения в этих странах прогнозируют победу на выборах в Европарламент оппозиции.

Итоги выборов не изменят кардинально расклад сил, уверен президент польского Центра международных отношений Еугениуш Смоляр, двумя крупнейшими останутся прежние фракции. Кризис несколько подстегнул популярность евроскептиков – тех, кто выступает против дальнейшей евроинтеграции, добавляет Смоляр, но они окрепнут лишь на национальном уровне, прежде всего в Германии и Великобритании.