Пролетел над Парижем

За первые два дня авиасалон Ле-Бурже принес отечественному авиапрому соглашения на 95 новых самолетов стоимостью $2,7 млрд. Твердые контракты компании приберегают для подмосковного МАКСа
Д. Гришкин

Парижский авиасалон празднует 100-летний юбилей. И Россия решила поздравить его международной премьерой Sukhoi Superjet 100 – его первому полету в Европе не помешали ни пасмурная погода, ни дождь. Ведь ради новинки российские компании решили отказаться от показательных выступлений – «чтобы не рассеивать внимание публики», говорил накануне источник, близкий к МиГ.

Одной премьерой дело не ограничилось: венгерская Malev (49% – у ВЭБа) заказала вчера 30 новых SSJ стоимостью $1 млрд. Начало поставок – 2011 г. Продавец – SuperJet Int., совместный трейдер «Сухого» и итальянской Alenia (отвечает за сбыт SSJ в Европе). Правда, пока это лишь соглашение о намерениях. Когда будет твердый контракт, неизвестно. Но уже сегодня производитель SSJ – «Гражданские самолеты Сухого» обещает другой контракт на 20 своих лайнеров (около $600 млн по каталожной цене), на сей раз твердый, уверяет представитель компании. Кто покупатель – он не раскрывает.

В целом до конца года будет заказано 150 SSJ против сегодняшних 98, пообещал вчера гендиректор «Сухого» Михаил Погосян. С новыми заказами из Ле-Бурже почти столько и выходит. Только из 98 нынешних заказов – треть (31) под вопросом. Их законтрактовали обанкротившиеся «Эйрюнион» и «Дальавиа», а также Финансовая лизинговая компания, которая допустила дефолт по облигациям. Но представитель ГСС настаивает: эти контракты никто не отменял. А Погосян не захотел объяснять «Ведомостям», каких заказчиков он сложил, чтобы получить 150. Это российские и зарубежные компании, лишь уточнил он.

Еще одной новостью сегодняшнего дня в Ле-Бурже должен стать рекордный заказ «Ильюшин финанс» (ИФК) от «Атлант-союза» (войдет в авиакомпанию под контролем «Ростехнологий»). Компании подпишут предконтрактное соглашение по 45 новым лайнерам на $1,2 млрд – 30 региональных Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204, говорит представитель ИФК Андрей Липовецкий. Речь идет о финансовом лизинге сроком на 10 лет, уточняет гендиректор ИФК Александр Рубцов. Подтверждает планы по закупкам и гендиректор «Атлант-союза» Евгений Бачурин. Сумма контракта и условия лизинга сейчас согласовываются, говорит он.

Но ИФК заранее готовится к рекорду: это самый большой заказ от одной компании из России, говорит Липовецкий. Хотя еще летом 2008 г. сама ИФК подписывала сопоставимое по стоимости соглашение с Воронежским авиазаводом – на 64 Ан-148 и 40 млрд руб. ($1,7 млрд по курсу на тот момент).

Поставки Ан-148 для «Атлант-союза» должны начаться в 2010 г., Ту-204 – в 2011-м, сказал Липовецкий. А твердый контракт будет подписан на отечественном авиасалоне – подмосковном МАКСе в августе этого года, добавляет он. Там же могут подписать твердый контракт Malev и SuperJet, не исключает близкий к «Сухому» источник. Ничего удивительного: должен ведь авиапром приберечь новости для отечественной площадки, добавляет сотрудник ОАК.