Карта непокрыта


Рынок кредитных карт стагнирует: давно присутствующие на рынке игроки снижают объемы бизнеса, а новые не торопятся забирать их долю, видно из результатов исследования ТКС-банка. Развивают это направление в основном госбанки, которым доступны недорогие деньги и крупные клиентские базы (см. график), указывает президент ТКС-банка Оливер Хьюз. С сентября 2008 г. портфели выросли только у «ВТБ 24» и Сбербанка, остальные игроки либо поддерживают портфель на текущем уровне, либо сворачивают объемы бизнеса.

Банки сейчас делают упор на более гибкие продукты, чем карты, условия кредитования по которым сложно часто менять, отмечает Хьюз. К тому же банкиров беспокоит, что кредитки применяются для рефинансирования других задолженностей: если раньше клиенты использовали в среднем около 30% лимита по картам, то теперь часто почти 100%. Кредитная карта оказалась неудобной для банка своей бессрочностью, утверждает руководитель розничного бизнеса крупного универсального банка.

Сам ТКС-банк тоже замедлил темпы развития. В I квартале банк разослал всего 100 000 приглашений получить карту, а в апреле – мае не рассылал их вообще (всего приглашений с конца 2007 г. банк отправил 24,6 млн). На 1 июня было выпущено 346 000 карт, из них карт, по которым прошла хотя бы одна операция, 260 000, а кредитный портфель составил 5,3 млрд руб. Столь высокий уровень использования карт Хьюз объясняет тем, что банк выпускает карту только по заявке клиента, это отличается от модели «навязывания», которую использовали банки, распространявшие кредитки в торговых сетях.

Доля просроченных кредитов на 1 июня составила 5,5%, или 269,5 млн руб. Мошенников стало меньше, чем раньше, большинство проблем с кредитами возникает из-за старых клиентов, которые потеряли доход, констатирует Хьюз, так что процесс взыскания долгов усложняется. Взыскивать долги по кредиткам не сложнее и не легче, чем по другим продуктам, делится гендиректор коллекторского агентства «Пристав» Артур Александрович.

По данным ЦБ, всего в России эмитировано 119,2 млн пластиковых карт, но используется менее половины этого объема. После кризиса основной спрос будет именно на потребительские кредиты под залог жилья, считает директор департамента стратегического планирования и маркетинга Сбербанка Дмитрий Тарасов.