Ручной прогноз

Кризис изменил метод составления макроэкономического прогноза. Раньше исходя из него верстали бюджет, а теперь премьер утверждает расходы бюджета, а прогноз подгоняется под них

Сегодня на президиуме правительства министры утвердят социально-экономический прогноз на 2010–2011 гг. Его показатели стали гораздо лучше, чем в предыдущей версии, рассказали два чиновника аппарата правительства и Минэкономразвития. В 2010 г. ВВП вырастет на 1% (вместо ожидаемых две недели назад 0,1%), в 2011 г. – на 2,8% (а не на 1,5%), в 2012 г. – на 4% (а не на 3,2%). Прогнозы цен на нефть и инфляции не изменились: $55 за баррель в 2010 г., $56 в 2011 г. и $57 в 2012 г.; 10% в 2010 г., 7–8% в 2011 г., 5–7% в 2012 г.

Прогноз посчитан под низкие цены на нефть и умеренно позитивное ожидание эффекта антикризисных мер, объяснил «Ведомостям» замминистра экономического развития Андрей Клепач.

Улучшить показатели ВВП удалось благодаря повышению дефицита бюджета на 1% – с 5,5% до 6,5% ВВП. Это решение было принято неделю назад на совещании у Владимира Путина. Потребовались дополнительные расходы на капитализацию банков и антикризисный фонд «Евразэс», говорил министр финансов Алексей Кудрин. Важно избежать шока от сжатия бюджетных расходов, добавил Клепач.

Правда, в сопоставимых ценах ВВП все равно будет ниже докризисного уровня, говорит чиновник аппарата правительства: «В 2012 г. недоберем до 2008 г. примерно 1%».

Дефицит задает объем расходов, который влияет на общий рост экономики, объясняет связь бюджета и социально-экономического прогноза чиновник Минфина. До кризиса Минэкономразвития делало прогноз, исходя из возможной величины бюджетных инвестиций и расходов. «Расчет был достаточно прост, так как в Бюджетном кодексе есть ограничения по нефтегазовому трансферту и внутреннему долгу. Теперь из-за кризиса естественных ограничений не стало», – говорит чиновник министерства. Отсечение размера дефицита политическим решением и есть ограничение в условиях кризиса, добавляет сотрудник Минфина. Сейчас именно объем дефицита определяет экономический рост и инфляцию, «все остальные параметры – производные от дефицита», говорит чиновник аппарата правительства.

До кризиса экономические показатели в большей степени зависели от производственных возможностей, отмечает различия научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, а в условиях кризиса – от спроса, который формируется за счет расходов бюджета и его дефицита. Уровень расходов в бюджете – тоже политическое решение, признает чиновник Минфина: «Социальные обязательства приказано сохранить несмотря ни на что».

Современный метод расчетов председателю совета директоров МДМ-банка Олегу Вьюгину напомнил 1990-е гг.: «Тогда тоже сначала считали размер дефицита и операций ЦБ на открытом рынке, а потом выводили макропрогноз».