План выживания

Отказаться от старых советских самолетов и убыточных рейсов – таков план спасения компаний «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон» от банкротства
С.Портер

В прошлый четверг правление «Аэрофлота» рассмотрело планы «дочек» компании по их финансовому оздоровлению. Представленные меры предусматривают «потенциальное получение обеими компаниями положительных результатов по итогам 2009 г.», говорится в пресс-релизе «Аэрофлота».

Печальный пример. Виталий Савельев

«Печальный пример «Аэрофлот-карго» – убыток в 6,5 млрд руб. С чего я ее должен держать дальше? Было непростое решение – на правлении рассматривали раза четыре. Совет директоров смотрел несколько раз. Мы не отказались от грузовых перевозок – просто теперь в «Аэрофлоте» есть специальный департамент. То же самое и по рынкам «Аэрофлот-норда» и «Аэрофлот-Дона»: бросать эти направления не будем».

Аэрофлот

Крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток – 4,8 млн человек (с учетом «дочек», 1-е полугодие 2009 г.). Акционеры: государство (51%), Национальная резервная корпорация (около 30%). Выручка (2008 г., МСФО) – $4,6 млрд, чистая прибыль – $37 млн. Капитализация – $1,3 млрд.

Работу «дочек» начал критиковать новый гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. Уже инициировано банкротство «Аэрофлот-карго» с долгом в 6,5 млрд руб. «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон» живут как иждивенцы, постоянно от нас что-то требуют: дай гарантию, дай комфортное письмо, дай аванс... «Дочка» должна работать сама, занимать свои ниши, а мы – свои. Они должны добавлять мне стоимость, а не убытки», – возмущается Савельев (см. его интервью на стр. А5). По итогам 2008 г. «Аэрофлот-карго» показала убыток в $105,3 млн «Аэрофлот-Дон» – в $32,3 млн, «Аэрофлот-норд» – в $25 млн. Если чистая прибыль «Аэрофлота» по МСФО составила $167 млн, то группы компаний – лишь $37 млн.

Планы по выживанию «дочек» похожи. Прежде всего, из эксплуатации будут выведены самолеты советского производства. «Аэрофлот-норд» откажется от Ту-134 и Ан-24 к середине 2010 г., говорит советник гендиректора компании Игорь Гуревич: есть планы заменить Ан-24 лайнерами Embraer, а «тушки» – на Boeing 737. «Аэрофлот-Дон» прекратит использовать Ту-134 уже к концу этого года, а на Ту-154 сократит налет, отмечает ее представитель Дмитрий Бакулин. Современные иномарки гораздо экономичнее: так, затраты на авиа-ГСМ для B737 на треть меньше, чем для «тушки», уточняет он. Сколько иномарок нужно компаниям и где они возьмут на них деньги, Гуревич и Бакулин не говорят. Скорее всего лайнеры будут взяты в операционный лизинг, полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Следующий пункт – сокращение маршрутов обеих «дочек». Из-за низкой загрузки пришлось отменить рейс из Ростова-на-Дону в Рим, приводит пример Бакулин: невыгодно возить по 25 человек в самолете вместимостью более 100 кресел. «Аэрофлот-норд» сузит маршрутную сеть и сосредоточится только на Северо-Западном и Северном регионах – Архангельск, Мурманск, Сыктывкар, Санкт-Петербург и проч., а также на скандинавском направлении, отмечает Гуревич. Доля чартера должна вырасти до 15% в общем объеме перевозок, делится он.

По словам Бакулина, «Аэрофлот-Дон» больше не приносит убытки: его прибыль во II квартале, по предварительным данным, составила 105,8 млн руб. Удалось вдвое сократить и сумму долга – до 300 млн руб., оставшуюся часть компания погасит до конца года, продолжает он. Гуревич финансовые показатели «Норда» не комментирует.

Чтобы «дочки» «Аэрофлота» показали прибыль в 2009 г., потребуются «жестокие целеустремленные меры», считает Рыбак: это сокращение персонала вдвое, сохранение нескольких самых прибыльных маршрутов – в Москву, Петербург, Новосибирск или Екатеринбург, Египет и Турцию. По прогнозам Рыбака, авиарынок в 2009 г. просядет на 20%, очень тяжелой будет осень, которая и испытает «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон» на прочность.

Представитель «Аэрофлота» планы «дочек» комментировать не стал. В сентябре обе компании представят свои планы на 2010 г., сообщила компания. Они станут одним из решающих факторов в судьбе «дочек», считает сотрудник «Аэрофлота». Савельев о судьбе двух компаний ответил: «Я не предсказатель. Посмотрим на их меры: я хочу понять, могут ли «дочки» летать».