Дорожает без спроса

Инфляция снова обгоняет прошлогоднюю. Когда начнется оживление экономики, она еще ускорится, предупреждают эксперты

Потребительские цены в июле выросли на 0,6%, сообщил Росстат. С апреля по июнь 2009 г. рост цен был медленнее, чем в те же месяцы 2008 г., но в июле оказался быстрее (было 0,5%). За 12 месяцев по июль цены выросли на 12% против 11,9% в июне; предыдущие четыре месяца этот показатель снижался.

Административная заморозка цен на продовольствие в 2008 г. привела к ускорению их роста, поэтому весной и в июне 2009 г. и произошел внезапный провал, говорит экономист «Траста» Евгений Надоршин, к июлю эффект сравнительной базы закончился и стало ясно, что, несмотря на кризис, инфляция не тормозит.

В сравнении с июнем ускорился рост цен на продовольствие: дорожала плодоовощная продукция – картофель, лук, морковь (в июле 2008 г. цены на фрукты и овощи снижались). Растут в цене также коммунальные услуги, электроснабжение, транспорт, сезонные услуги туризма.

То, что вместо традиционного летнего снижения произошел рост цен на овощи, Росстат объясняет поступлением на рынок продукции нового урожая. А гендиректор «Дмитровских овощей» Сергей Филиппов и президент ГК «Русские фермы» Андрей Даниленко – наоборот, недостатком предложения. Новый урожай картофеля (за июль он подорожал на 13%) не успел созреть из-за заморозков и засухи в южных регионах, говорит Филиппов, цены будут снижаться: «В конце июня – начале июля оптовые цены на картофель достигали 20 руб. за 1 кг, в ближайшее время цена должна снизиться до 5–7 руб.». Подешевеют и другие овощи, уверен Филиппов. «Урожай будет хорошим», – радуется Даниленко. В августе цены на фрукты и овощи снизятся, уверяет исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Замминистра экономического развития Андрей Клепач дефляции ни в августе, ни в сентябре не обещал.

За полгода цены на плодоовощную продукцию в долларах выросли на 22% против 17% годом ранее, посчитала экономист Центра развития Высшей школы экономики Оксана Осипова, в Европе за тот же период – снизились на 5%, хотя евро, как и рубль, укреплялся. «Девальвационный эффект не отыгран», – полагает Осипова: закупки импортного продовольствия делались по более высокому курсу и укрепление рубля во II квартале на ценах не сказалось. А местные производители подгоняли цены под уровень импортных, продолжает Осипова: «Выйдя на рынок по таким ценам с новым урожаем, они рискуют его не сбыть».

Цены на импорт выросли из-за девальвации и отечественный агропром может себе позволить в разумных пределах повышать отпускные цены, считает Даниленко.

К осени цены на импортные фрукты и овощи по новым контрактам могут быть уже ниже, думает Осипова, подешевеют и местные, но ненамного: начавшийся в июне рост цен на бензин провоцирует инфляционные ожидания.

Кроме плодоовощной группы быстрее, чем в прошлом году, дорожают рыба и сахар – на 14,2% и 28,5% с начала года соответственно. Рост цен на рыбу ускорился втрое, на сахар – почти вдвое. Быстрее всего дорожают дешевые сорта рыбы, отмечает Минэкономразвития в мониторинге: население переходит на рыбу вместо мяса, потребление которого упало на 10%.

Скачок цен на сахар был в начале года из-за роста мировых цен, но уже с мая цены на него почти не растут, обнадеживает министерство.

Рост цен на одежду, обувь, электротовары в июле немного замедлился, за семь месяцев превышает прошлогодние темпы в 1,2–3 раза. Снижение спроса может привести к аномальному явлению, когда производители увеличивают цены, чтобы поддержать рентабельность, говорит экономист Barclays Capital Елена Лукоянова.

Спрос падает, предложение денег почти на нуле – все работает против инфляции, но производители не идут на снижение цен, констатирует Осипова: «Феномен!» Его причина – в низкой конкуренции и сегментированности рынка товаров, особенно длительного пользования, объясняет она. В производствах, где издержки остаются высокими, производители компенсируют ценой падение объемов сбыта. А получившие преимущество по издержкам за счет девальвации тоже повышают цены, чтобы побольше на этом преимуществе заработать, говорит Надоршин.

Когда спрос восстановится, предприятия будут увеличивать и объемы выпуска, и цены, полагают Надоршин и Осипова. Но до конца года всплеска инфляции не произойдет, уверена Лукоянова, к декабрю цены подрастут до 12,8%. Замедления темпов роста и даже стабилизации ждать не стоит – инфляция ускорится, не сомневается Надоршин, ожидая к декабрю 13%. По оценкам Осиповой, за год цены вырастут на 13–13,5%. Прогноз Минэкономразвития – 12–12,5%.