Вектор


Кипрский монополист

Преследование российских нефтяных компаний со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за злоупотребление доминирующим положением уже давно стало привычным делом. По итогам прошлого года «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть» уже оштрафованы на сумму около 5 млрд руб., и сейчас рассматриваются новые дела, по которым им как «рецидивистам» грозят гораздо большие штрафы. А уж делам в отношении их «дочек» в регионах и счет потерян. А до «Лукойла» добрались уже и на Кипре, хотя, надо сказать, тамошние антимонопольные власти не столь скоры на расправу, как российские. По сообщению Bloomberg, четыре года они вели расследование в отношении четырех компаний: кроме «Лукойла» – Petrolina, Hellenic Petroleum и ExxonMobil. Теперь их обвиняют в том, что они согласовывали между собой уровень цен на бензин и дизтопливо, тем самым ограничивая конкуренцию. Компаниям грозит штраф в размере 10% от оборота на кипрском рынке в 2005 г. У «Лукойла» на этом рынке всего 31 АЗС, так что по сравнению с санкциями ФАС, которые касаются всего российского рынка, это даже булавочным уколом не назовешь.

Кто купит

Россия может стать соинвестором германской фабрики по выпуску микроэлектроники Infineon – об этом договорились Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель. Российским инвестором могла бы стать АФК «Система»: эта корпорация с конца 1990-х гг. развивает микроэлектронику в России (на базе зеленоградского «Микрона») и вдобавок – уже партнер Infineon. Представитель АФК согласен, что ее «индустриальная экспертиза» хорошо сочетается с желанием России инвестировать в зарубежную микроэлектронику. Но пока «Система» едва ли в состоянии тратить деньги на покупку таких активов: в конце марта 2009 г. ее запас наличности (с учетом «дочек») составлял $1,42 млрд, а предстоящие до конца 2009 г. выплаты по долгу – $2,2 млрд. Инвестором могли бы стать госкорпорации «Роснано» или «Ростехнологии». Наблюдательный совет «Роснано» в июле уже одобрил финансирование проекта, связанного с выпуском микрочипов (той же «Системы»), а «Ростехнологии» – совладелец другого зеленоградского предприятия по выпуску микроэлектроники, «Ангстрема». Правда, госкорпорациям нельзя вкладываться в зарубежные производства, максимум – создавать СП в России. Поэтому не исключен и вариант прямого финансирования Infineon из российского бюджета – пока, правда, в бюджете не предусмотренного.

Пустые хлопоты?

Все усилия, которые прилагал Сбербанк, чтобы получить ЗАО «НК «Дулисьма» – владельца лицензии на Дулисьминское месторождение в Иркутской области (доказанные запасы нефти – 15 млн т), могут оказаться напрасными. Актив под обеспечение кредита на $630 млн в Сбербанке заложила Urals Energy, но в ноябре 2008 г. не смогла расплатиться и начала переговоры о передаче залога в собственность банка. «Сбер» получил актив в начале августа, после того как с акционерами Urals Energy побеседовали сотрудники Генпрокуратуры. Претензии к Urals Energy были и у Росприроднадзора. В январе служба направила в комиссию Роснедр по отзыву лицензий материалы о нарушениях, а вчера – отчет о проверке работы компании по их устранению, рассказал чиновник Росприроднадзора. Какое решение примут Роснедра – не ясно. Но у Сбербанка может оказаться только компания – без лицензии.

Вслед за ВЭБом

Внешэкономбанк (ВЭБ), который из-за кризисных событий стал не только институтом развития, но и инструментом реализации антикризисных мер правительства, выдал кредиты крупнейшим российским корпорациям для рефинансирования внешних долгов. Эти кредиты ВЭБ сопровождал рядом условий, до сих пор не слишком характерных для России. Например, введение представителей ВЭБа в советы директоров заемщиков и право вето на ряд решений. Примеру ВЭБа последовали и другие кредиторы. Так, например, Газпромбанк рассказал инвесторам в квартальном отчете, что введение представителя банка в органы управления заемщика теперь один из способов, применяемых банком для мониторинга за состоянием клиентов. Банк не уточнил, куда он делегировал своих менеджеров. Но вскоре поступиться местами в совете директоров, судя по всему, придется собственникам предприятий, занимающих и в других банках.