Сети проигрывают


Одиночные аптеки и небольшие фармритейлеры оказались в кризис более успешными, чем крупнейшие аптечные сети.

DSM Group подсчитала доли 10 крупнейших российских аптечных сетей в 2009 г. – по сравнению с 2008 г. совокупная доля топ-10 на коммерческом фармрынке упала с 21,7% до 18,5% (аналитики оценивали выручку от розничных продаж в рублях). Доля трех сетей из первой десятки снизилась – кроме «36,6» (минус 21%), это «Доктор Столетов» (минус 10%) и петербургская «Первая помощь» (минус 13%). Быстрее всех росли аптеки «Радуга», входящие в группу «Роста» (плюс 54%), государственные «Столичные аптеки» (плюс 23%) и петербургская сеть «Фармакор» (плюс 20%) – они оказались единственными компаниями из топ-10, которые смогли увеличить свою рыночную долю. Коммерческий фармрынок в целом за этот же период вырос на 20%.

Доля крупных сетей непрерывно росла на протяжении как минимум последних семи лет, напоминает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Еще в 2007 г. DSM ожидала, что доля первой десятки аптечных сетей будет увеличиваться из года в год и к 2010 г. достигнет 60% фармрынка в денежном выражении.

Доля крупнейших сетей снизилась не из-за изменившегося потребительского поведения, а потому, что многие крупнейшие игроки вынуждены были в 2009 г. закрывать торговые точки, чтобы сохранить прибыль, объясняет директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. Увеличивали же долю те, кто открывал новые аптеки, добавляет он (например, «Радуга» увеличила сеть с 328 аптек до 516, следует из рейтинга DSM Group). Аптеки действительно приходилось закрывать, подтверждает гендиректор «Риглы» Андрей Гусев, но только те, которые не успевают выйти на окупаемость в запланированный срок. Продажи «Риглы» в 2009 г. выросли ниже рынка (на 8%) не только из-за этого, но и потому, что динамика роста цен в сети была ниже средней по рынку, объясняет Гусев.

«2009 г. был очень сложным для крупных игроков аптечного ритейла», – признается директор по маркетингу «36,6» Антон Володькин. Многие сети столкнулись с нехваткой оборотных средств, недостатком товара, вынуждены были сокращать издержки и закрывать торговые точки, делится он. «Мелкие аптечные киоски были более оперативны», – считает Володькин. Крупные фармритейлеры стали жертвами широкого ассортимента, добавляет Шуляк: он требует больших оборотных средств. Одиночные аптеки с их небольшим ассортиментом и высокой оборачиваемостью товара оказались в более выгодном положении. «В отличие от федеральных сетей, мы не закрывали аптеки и не теряли продажи», - подтверждает гендиректор петербургской сети «Фармация» (10 аптек) Евгений Богданов.